Слезы капают

На прошлой неделе Гомельскую область потрясла страшная новость...

На прошлой неделе Гомельскую область потрясла страшная новость: родитель-воспитатель детского дома семейного типа подозревается в изнасиловании 15-летней девочки. По горячим следам возбудили уголовное дело, воспитателя задержали и поместили в ИВС. Но недавно еще две несовершеннолетние девочки, а также совершеннолетняя падчерица воспитателя заявили, что их он тоже насиловал - причем уже много лет. Соседи же рассказывают, что дети в этой семье давно просили о помощи.


Разговоров вокруг этой истории столько, что, послушав людей, становится не по себе. Обсуждают семью, воспитывавшую 13 детей, везде: на лавочках, в магазине, в местной больнице. Ай-ай-ай, какая семья, разве кто мог подумать! И у всех - разные версии.


Как выяснилось, у семьи В. есть целых два дома: один получили от государства и там же содержали основное хозяйство - 20 поросят и 3 коровы, второй, в котором жили все вместе, находится на соседней улице. Его семье подарил американец из штата Миссисипи. В ближайшее время он как раз собирался навестить эту белорусскую семью, которую уже давно опекает.


В деревне рассказывают, что ранним утром прошлого вторника к семье В. неожиданно приехала милиция. Якобы изнасилованная девочка не выдержала и повесилась. "Думали ведь, что она мертвая, даже катафалк приезжал", - рассказала соседка.


Понять, что из слов соседей - правда, а что - выдумка, пока очень сложно. С одной стороны, и другие соседи подтверждают, что видели катафалк, а с другой, саму девочку, которую якобы откачивали и которая в результате осталась жива, не видел никто, и даже имена девочки соседи называют разные.


Известно точно пока одно: в этот же день, во вторник, за детьми приехал автобус, всех "погрузили" и увезли. Сейчас дети находятся либо в приемных семьях в Гомельской области, либо в местном социально-педагогическом центре (СПЦ).


Отзывы соседей об этой семье противоречивы. Одни говорят, что семья была совершенно обычная, дети всегда опрятны и досмотрены, родители не пьют. Соседка Анастасия рассказывает, что из окна часто видела, как дети трудятся, помогают родителям по хозяйству. "Как мурашки, эти детки. И косили, и пололи, и дрова кололи. Вся семья трудолюбивая", - говорит она. Другие рассказывают менее лестные истории. Надежда, приемный родитель-воспитатель, которая живет недалеко от семьи В., рассказывает, что еще 3 года назад "просила отдел образования обратить внимание на эту семью". "Я знала эту семью. Иногда их дети у нас бывали. Дочь моя училась с их девочкой в одном классе. Где-то 3 года назад одна из них (12-летняя. - Прим. ред.) пришла ко мне и говорит: "Тетя Надя, заберите меня, пожалуйста, оттуда, я не хочу там жить. Мне там очень плохо". Дочь моя, которая с ней учится, еще тогда рассказывала про эту девочку. Помню, пришла и говорит, как та ей в туалете показала свои черные ноги, сказала, что отец избил, и просила никому не говорить. О том, что ее насиловали, она не сказала, но я обращалась тогда в отдел образования и просила принять меры, обратить внимание на семью".


Сейчас говорят, что о том, что приемный родитель-воспитатель насиловал их, рассказали уже 4 девочки. Двум из признавшихся девочек - 12 лет, и обе рассказали, что приемный воспитатель насиловал их с 5 лет. Той, что оказалась беременной и, по некоторой информации, пыталась повеситься, - 15 лет. Еще одна девочка (ей сейчас 19) не проходит по делу потерпевшей из этой семьи, так как живет отдельно, но является падчерицей подозреваемого, также дала показания, что отец насиловал ее с 12 лет. Все девочки рассказали, что это происходило под принуждением.


* * *


Поговорили мы и с женой подозреваемого и уже бывшей родителем-воспитателем Ириной В. (имя изменено). От нее мы узнали, что приемная семья В. была организована в 2004 году. Тогда Ирина воспитывала детей одна. "Ко мне сначала из интерната приезжали периодически дети погостить. Потом я взяла одного ребенка. Со временем стали звонить из райисполкома, сколько раз просили, чтобы выручила. Так и предложили стать приемным родителем-воспитателем". В 2009 году статус родителя-воспитателя получил и муж Ирины - ныне подозреваемый в педофилии. А в 2011 году приемная семья стала детским домом семейного типа.


Ирина показывает огромный обставленный дом, спальни для девочек и мальчиков. "Кому это сейчас все? Все дети в разных местах, а меня уже и не пускают к ним, говорят, не надо их тревожить, они и так все плачут, - рассказывает Ирина, которую тоже уволили. - Уже во вторник сразу мне сказали в районо писать заявление на увольнение. И все... Даже трудовую отдали. Но я-то при чем? Если он насиловал, так мы же не всей семьей это делали! Я говорила, что разведусь, но меня и слушать не захотели. Обидно так, мне год до пенсии остался".


Ирина говорит, что не знала о том, что муж насиловал кого-то из детей. На вопрос, неужели совсем не замечала странностей в поведении мужа, отвечает, что даже если жалобы какие-то были, то "вы же сами знаете, из каких семей эти дети. Верить им можно в одном из ста случаев. Они тут говорят, а тут ножик за спиной держат. Сколько от них пережила я".


Ирина по-прежнему утверждает, что весь сыр-бор только из-за одной девочки - самой старшей, которая с сентября 2012 года уже не живет с ними - поступила в училище за 40 км от их поселка. "Она к нам редко приезжает. Следователь сказал, что у нее 15 недель беременности. Но последний раз она приезжала, рассказывала, что с парнем дружит, что он на заработки в Россию ездит". Может, от него девочка и забеременела, предполагает Ирина. "Никто не вешался. Это все сплетни. Утром во вторник все дома были, детей я в школу собирала и приехала милиция".


Ирина рассказывает, что прожила с мужем 12 счастливых лет и уверена, что он - золотой человек. "Мы с ним прожили 12 лет. Все это время мы жили как в сказке. Познакомились по журналу "Гаспадыня". У меня не получалось родить детей. И, когда я развелась с первым мужем, написала объявление в "Гаспадыню", что ищу мужчину с детьми. Не одного, а с детьми. Я, когда к нему поехала, в Вилейку, посмотрела, сколько женщин ему писало! И директора заводов, и еще сколько всех! Но вот надо же - судьба, чтобы он меня выбрал. Он переехал потом ко мне со своими двумя детьми - мальчику его было 4 года, девочке - 7. А бывшую его жену лишили родительских прав".


На вопрос, если же все-таки следствие подтвердит, что муж насиловал детей, готова ли Ирина простить мужа, она отвечает так: "Вы знаете, готова ему простить. Он мне столько добра сделал! Как только лишняя копейка - он и фрукты, и золото мне, и все на свете. Но если было помутнение такое, значит, он сам все свое добро и перечеркнул".


К сведению


В Гомельской области за последнее время это уже третий громкий скандал с приемными и усыновленными детьми. В начале ноября в Светлогорском районе изъяли детей у Надежды Дударенко. Семья, по отзывам соседей, была образцовой. Но чиновники сделали вывод, что детей надо срочно изымать. И изъяли - прямо в тапочках, расторгнув при этом в одностороннем порядке трудовой договор с приемной матерью. В конце марта скандал разразился в Калинковичах. Усыновленный мальчик Ваня Тимошенко два раза попадал в реанимацию Калинковичской районной больницы: первый раз с травмой головы в коме, второй с ОРВИ и осложнениями после перенесенной трепанации черепа. Многие обвинили маму в избиении ребенка, но разбирательство еще не закончено.


Екатерина Синюк, tut.by.


Компетентно


По словам официального представителя управления Следственного комитета по Гомельской области Марии Кривоноговой, бывший приемный родитель - 43-летний подозреваемый переведен из Светлогорска в Гомельский следственный изолятор. На днях ему предъявлено обвинение по статье 166 части 2 Уголовного кодекса в изнасиловании 15-летней воспитанницы, которая до недавнего времени жила в этой семье. Причем речь идет не об одном факте. Следствие кратко формулирует: "В отношении несовершеннолетней неоднократно совершались действия сексуального характера до апреля 2013 года". Уже назначены судебно-медицинская, психолого-психиатрическая и генотипоскопическая экспертизы. Допрашиваются свидетели. Потерпевшей оказывают психологическую помощь. При этом в СК уточняют, что попыток суицида она не предпринимала.


Одновременно следствие сейчас проверяет причастность бывшего "педагога" к "насильственным действиям сексуального характера" в отношении еще трех девочек...


Начальник управления образования Гомельского облисполкома Сергей Порошин, комментируя эту ситуацию, в оценках и выводах предельно сдержан:


- Поймите правильно, еще продолжается служебная проверка, ведется расследование. Окончательные выводы будут. Могу лишь сказать: это шок. Даже сам факт возбуждения такого уголовного дела... Договор расторгнут, дети определены. А ведь не было ни единого сигнала о каком-то отклонении от нормы в их жизни или поведении. Ни от школьных педагогов, ни от работников районного отдела образования, ни от сельской власти или соседей. Ничего. По всем материалам только положительные отзывы... Сегодня в области более 30 домов семейного типа, под тысячу приемных и более полутора тысяч опекунских семей. В альтернативных формах у нас на воспитании около 5 тысяч детей. И есть система контроля. Но если в ней происходит сбой на низовом уровне... Среди объяснений довелось услышать, что в районе нет детского гинеколога, поэтому и есть вопросы по плановому осмотру детей таким специалистом. Но это не объяснение. Ничего не мешает организовать микроавтобус в Гомель...


В самое ближайшее время проведем комплексную межведомственную проверку всех детских домов семейного типа на территории области. И сделаем это постоянной практикой. ЧП, заверяю, разберем детально. Меры последуют.

 

Советская Белоруссия №78 (24215). Пятница, 26 апреля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter