Помог ли конкурс кинопроектов белорусскому кинематографу?

Следы наших фильмов

Времена, когда руководство киностудии «Беларусьфильм» решало, на что будет тратить государственные деньги, то есть какие фильмы будет снимать, остались позади. С этого года на законодательном уровне утвержден республиканский конкурс кинопроектов, который и определяет, какие картины имеют право на жизнь. Конкурс открытый, то есть все желающие могут подавать свои заявки. Пока о целесообразности такого шага говорить рано, но есть смысл посмотреть, что мы имеем через год после принятия соответствующего документа.


Конкурс кинопроектов объявили в начале года, а в апреле уже подводили его итоги. Пятнадцать организаций предложили тридцать пять проектов, причем двадцать семь из них игровых. Сказать, что представителям Минкультуры, Министерства информации, Министерства финансов, телеканалов, киновидеопроката, деятелям культуры и искусств, которые и принимали решение, было где разгуляться, значит сильно преувеличить. По двум пунктам вообще не был определен победитель — не было достойных.

И их продолжили искать, объявив второй конкурс. Причем на этот раз сделали корректировку: нужны кинопроекты о современной жизни. И опять ажиотаж: более тридцати заявок, половина из которых — игровые фильмы.

На этот раз прошло все более гладко. «Беларусьфильм» выиграл два проекта в игровой форме: «Следы на воде» и «Держись за облака». Еще один — «Автошкола» — заполучила частная компания «Синетехно». Но гладко все было лишь на бумаге. Соавтором «Следов на воде» значился режиссер Андрей Голубев, известный по картинам «Чаклун и Румба» и «Краповый берет», он же собирался и снимать этот фильм. Но на киностудии приняли другое решение и предложили делать эту картину российскому режиссеру Егору Кончаловскому. Голубеву же было предложено остаться автором сценария, правда, немного переделав его, на что он не согласился. В итоге сегодня «Следы на воде», написанные по роману Николая Ильинского «Чужой среди своих», находятся в подвешенном состоянии.

Начальник сценарно-редакционного отдела киностудии Игорь Костюченко рассказал, что сейчас определяется круг авторов, которые и сделают окончательную версию сценария. От «убедительности драматургии», или, проще говоря, качества того самого сценария, и зависит имя режиссера. Действительно, с Кончаловским ведутся переговоры, но окончательно добро он еще не дал. Кстати, фильм будет посвящен столетию образования белорусской милиции.

С картиной «Держись за облака» пока особых сложностей нет. В конкурсе она победила по теме «Об актуальных социальных проблемах жизни современной Беларуси». Восьмисерийный телевизионный фильм расскажет о дружбе и взаимовыручке людей, которые возводят линии электропередачи и эксплуатируют их, называя себя лэповцами. На семнадцатое декабря назначен первый съемочный день, работать над фильмом будет режиссер-постановщик Роман Гапанюк, известный по телесериалам «Особый случай» и «В созвездии Стрельца». Фильм будет готов во второй половине 2016 года.

Картины же, которые победили в первом конкурсе, будут сданы уже в ближайшие месяцы. К слову, в их прокатном успехе на киностудии практически не сомневаются. «Участок лейтенанта Качуры» создавался, что называется, по просьбам российских телеканалов как продолжение телесериала. Похожая история и с двумя циклами «Государственной границы».

stepuro@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter