Премьера по Василю Быкову украсила афишу Могилевского областного драматического театра

Следы на желтом песке

Премьерный спектакль Могилевского областного драматического театра “Жоўты пясочак” начинался как эскиз на Международном молодежном театральном форуме “M.@rt.контакт-2018” в рамках Мастерской молодой режиссуры. Камиля Хусаинова, ученица Геннадия Тростянецкого, выпускница Белорусской академии искусств, продолжившая учебу в Санкт-Петербурге в Российском государственном институте сценических искусств, предложила для эскиза небольшой рассказ Василя Быкова. И теперь спектакль украшает афишу театра и идет на Малой сцене.

Танец над пропастью. Однако то, что у другого режиссера могло превратиться в излишне декларативный плакат или агитку против сталинского террора, у Камили Хусаиновой вырастает в изобретательное и подробное исследование человеческой души
Фото Наталии Росиновой

Никто меня не переубедит, но я считаю, что в камерном зале работать намного сложнее, чем на большой сцене. Это какой-то парадокс, что молодых режиссеров сначала пропускают через пространство малых залов. Ни актеру, ни режиссеру тут спрятаться негде. Что насочиняли, то и показывайте. Никаких спецэффектов. Расстояние до зрителя — минимальное. Слышен каждый чих. Мне кажется, после работы на малой сцене уже ничего не страшно.

Жанр спектакля обозначен как “Плач для шасці галасоў”. Действие происходит в 30-е годы прошлого века, и героев спектакля везут на расстрел. В кузове грузовика собрались представители различных классов: есть здесь и работник НКВД Сурвило, и человек “из бывших”, и стукач, и белорусский поэт в ярком шарфе, и настоящий вор, которому пуля милее, чем неволя. Путь к расстрельной яме и составляет содержание спектакля. Получилось такое своеобразное роуд-муви. Танец над пропастью. Однако то, что у другого режиссера могло превратиться в излишне декларативный плакат или агитку против сталинского террора, у Камили Хусаиновой вырастает в изобретательное и подробное исследование человеческой души.

В спектакле много находок. Например, в пишущую машинку здесь превратили баян, который вроде бы должен играть и приносить радость, но протокол допроса персонаж Юлии Ладик ведет именно на нем. Клавиши музыкального инструмента превратились в буквы стальной пишущей машинки. В премьере много знаковых метафор, правда, некоторые из них чересчур буквальны, как, к примеру, номер грузовика, на котором везут героев на смерть “ЖА 19-37Х”.

Одну из главных ролей в премьере, бывшего следователя НКВД Сурвило, который оказывается здесь “чужим среди своих”, исполняет лауреат Национальной театральной премии Иван Трус. Сурвило — персонаж из Достоевского. Его внутренние муки человека системы, которого самого в какой-то момент за превышение служебных полномочий приговаривают к высшей мере, завораживают своей эмоциональной полнотой и фанатизмом. Но Трус играет не просто фанатика, он играет прежде всего человека, убежденного в своей правоте. И эта его убежденность почти граничит с каким-то религиозным чувством.

Хусаинова работает с прозой Быкова подробно и аккуратно, не пропуская никаких мелочей. Мне посчастливилось видеть на форуме “M.@rt.контакт-2018” ее работу по Андрею Платонову. Помню, это чувство нежности к миру, какой-то ребячливой наивности, которое поселилось в сердце после показа. Интонация спектакля была небезнадежной, как это часто бывает у Платонова, а почти толстовской: “Все мы твари божьи”. Постановка примиряла и с этим миром, и с его несправедливостью. Платонова редко ставят на театральной сцене. Но Хусаиновой удалось перевести великую русскую прозу на пульсирующий театральный язык. Удалось и в случае с Василем Быковым. “Жоўты пясочак” оказывает сильное эмоциональное воздействие и еще долго не выветривается из памяти, потому что, как и “Знак беды”, “В тумане”, “Сотников”, “Альпийская баллада”, — это история про нас. И то, что молодое поколение могилевских актеров оттачивает свое мастерство именно в таком материале, — большая творческая победа талантливого могилевского коллектива. Очередная и, будем надеяться, не последняя.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter