Следующее поколение будет жить при сяокан

Об антикризисных мерах в Китае

Кризис еще здесь или уже закончился? Если главный критерий — рост производства (пусть даже самый минимальный), то для многих стран он позади и сейчас самое время подумать о дальнейшем развитии. В Китае думают. Хотя с ответом на вопрос о завершении кризиса не спешат, несмотря на самый большой в мире рост ВВП: 7,7% за три квартала. И есть все шансы, что по итогам года страна выйдет на желаемый показатель в 8%.


Согласно прогнозу Международного валютного фонда вклад страны в развитие мировой экономики в этом году составит более 50%. Но большого оптимизма в Поднебесной не испытывают, ведь обнажилось множество проблем: зависимость от экспорта (за три квартала он упал на 20%), несбалансированность экономики, рост за счет инвестиций, а не потребления, перепроизводство в некоторых отраслях. Теперь ясно: времени на решение этих проблем практически нет, откладывать реформы нельзя, экономика требует реструктуризации.


Иероглиф, обозначающий слово «кризис», состоит из двух частей, значение одной из них — «возможность». Китайское правительство попыталось новые возможности отыскать и год назад приняло пакет мер по стимулированию экономики общей стоимостью 586 млрд. долларов. Сегодня подводят итоги.


Провели несколько кампаний: «Бытовую технику — в деревню!», «Автомобили для населения» и другие. Жителям с сельской пропиской, желающим приобрести бытовую технику отечественного производства (под это определение подходит все, что производится на территории Поднебесной), дается скидка в 13%. С небольшими автомобилями поступили так же: упразднили часть налогов, влияющих на цену. За девять месяцев в стране продали 10 млн. машин.


Одновременно начали реформы в области медицинского обслуживания и социального страхования: больше покупают те, кто уверен в завтрашнем дне. Если сельчанам практически не платят пенсий, то и покупки они делают с опаской, предпочитая копить на черный день и тратиться на бытовой комфорт. Так что пенсии — это не только комфорт психологический, но и рост потребления, а значит, плюс экономике. Именно по этому пути идут в Китае: золотовалютные резервы здесь самые большие в мире, так что деньги на улучшение жизни народа найти можно — было бы желание. О том, что такое желание есть, заявлено на последнем съезде партии, которая намерена построить к 2020 г. «сяокан» — общество средней зажиточности. В этом году правительство на треть (по сравнению с 2008 г.) увеличило расходы на образование, медицинское обслуживание и социальные нужды, выделив на эти статьи более 107 млрд. долларов.


Впрочем, никто не обольщается. Эксперты предупреждают: экономическое развитие нестабильно и несбалансированно, основания для выхода из кризиса слабы, главные проблемы не разрешены. Спрос на китайские товары на мировом рынке не увеличивается, а значит, экспорт продолжает снижаться. Вопросы энергосбережения не решаются, а это значит, что на производство одной единицы продукции Китай тратит энергии больше, чем развитые страны. Доходы крестьян увеличиваются, но гораздо более медленными темпами, чем планировалось. В расходовании государственных бюджетных средств есть серьезные проблемы. Кредитов выдается слишком много, процент «плохих» кредитов растет, а это может в перспективе обвалить финансовый рынок. Пять месяцев подряд снижались цены, а дефляция, как известно, для экономики бывает опаснее, чем инфляция для кошелька потребителя. Дефляцию правительство победило, повышая цены на бензин (в Китае они регулируются государством), — за девять месяцев семь раз. С ценами на бензин поднялись цены на все. Теперь растет инфляция, а с ней и народное недовольство. А оно — самая опасная для китайских властей штука.


Основная часть антикризисных мер из того самого правительственного пакета финансируется не центральными, а местными властями. А им найти средства на все эти замечательные дороги, дома и аэропорты (улучшение инфраструктуры — один из главных антикризисных рецептов) ой как непросто. Только с января по май местные правительства выпустили облигаций на сумму 200 млрд. долларов — в несколько раз больше, чем в предыдущие годы. На что они надеются? На то, что час расплаты придет после кризиса: когда экономику перестанет лихорадить, увеличат кое–какие налоги (скорее всего, для юридических, но не для физических лиц), и рассчитаются. Так что вопрос о том, закончился ли уже кризис, не так прост.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter