Первую Детскую железную дорогу в Беларуси построили в Гомеле

Следующая станция — Радостная

Первая белорусская Детская железная дорога появилась в 1936 году в Гомеле. Об этом факте из истории города знают, к сожалению, немногие. Среди материальных свидетельств сохранилось лишь старое панно с ее изображением. Пролить свет на события тех времен нашему корреспонденту помогли проводница и пассажир довоенного учебного поезда.

Единственный сохранившийся довоенный план гомельской Детской железной дороги — это вышитое панно, которое удалось сохранить во многом случайно.

Грандиозное событие

Первая в Беларуси Детская железная дорога была частью большого образовательного и развлекательного проекта для юного поколения советских школьников. Гомель был выбран не случайно, его так и называли — городом железнодорожников. Здесь до войны располагалось управление Белорусской железной дороги, работал вагоноремонтный завод (сегодня вагоностроительный). Все это благоприятно влияло на развитие промышленного потенциала. Конечно же, сделали ставку и на подготовку перспективных кадров для железной дороги. Для молодежи построили стадион «Локомотив», Дворец культуры и детскую узкоколейку. В те годы это было грандиозное событие, уверена старший хранитель фондов музея Гомельского отделения БЖД Алла Титкова:

— Представьте: новый стадион, вокруг парк, летний кинотеатр, детские площадки, а по периметру — железная дорога, по которой ходит паровозик с вагонами. К сожалению, все уничтожила война. У нас остались лишь скупые данные: дорога имела длину в полкилометра, единственный состав — из дореволюционного танк-паровоза и двух построенных на Гомельском вагоноремонтном заводе пассажирских вагонов. Были паровозное депо, две станции — Радостная и Счастливая,  а также учебное здание, где получали знания группы будущих железнодорожников, пионеров. Планировалось протянуть дорогу до пионерского лагеря, расположенного в районе деревни Лещинец (там находилась и военная часть), увеличив ее длину до 4 километров.

Подарок для вождя

Интерес к довоенной Детской железной дороге у гомельских краеведов возник в 2009 году. Как-то в новое здание филиала ветковского музея в Гомеле пришла пожилая женщина — Инесса Ширковская. Она показала сотрудникам старое вышитое панно, которое хранила с 1941 года. Вышивка попала к ней не случайно, вспоминает старший научный сотрудник Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г.Шклярова Галина Нечаева:

— Инесса Ширковская нашла панно среди разбитых бомбежкой стен детского сада железнодорожников. В начале войны ей было 10 лет. Вышитую картину передали в то время в качестве декора образцовому детсаду после того, как она была отсеяна из числа подарков Сталину. Возможно, сюжет был слишком детским для вождя. На панно изображена детская железная дорога стадиона «Локомотив» с небольшим паровозом и вагонами, в которых каталась детвора. Оказалось, что это единственный сохранившийся, пусть приблизительный и вышитый, план гомельской Детской железной дороги. На сегодняшний день это уникальное наглядное свидетельство, которое дает современникам представление о том, как все это выглядело.

Пионеры на посту

Нам удалось разыскать гомельчан, которые сохранили яркие воспоминания детства, связанные с картинкой на панно. Среди них 89-летний коллекционер Игорь Гринько, сын Александра Гринько — начальника штаба полка народного ополчения, защищавшего город от захватчиков:

— В день открытия Детской железной дороги был организован яркий городской праздник. И саму дорогу хорошо помню. На станциях висели колокола, у кондукторов имелись специальные дудочки. На всех постах трудились пионеры, только машинист — комсомолец. Дорога и подвижной состав выглядели как оригинальные, только колея была узкая.


Тамара Ермащук, сестра Игоря Александровича, на детской «железке» работала проводницей. Сейчас ей 93 года, но она тоже хорошо помнит те далекие счастливые времена:

— Мы готовились стать железнодорожниками. Для этого все было продумано до мелочей, даже на станциях работал обходчик путей — тоже школьник. Интересно, что в официальных источниках длина дороги оценивается в полкилометра, однако в реальности все было по-другому. В 1936-м полотно 350 метров. В 1937-м его увеличили до 800 метров. Плюс добавили два вагона и третью станцию — Пионерскую. У нас были форма и фуражки. Незабываемые впечатления, когда тебе 10 лет.

В 1945 году семья Игоря Гринько вернулась в родной Гомель из эвакуации. Стадион лежал в руинах. Станции и депо разобрали на растопку. Большую часть рельсов люди использовали для строительства разрушенного жилья…

В 1955 году Детскую железную дорогу построили в Минске. И за время ее существования для многих поколений юных белорусов аттракцион стал первым шагом к будущей профессии.

СПРАВКА «СБ»

Первая в мире Детская железная дорога была открыта 24 июля 1935 года в Тифлисе (Тбилиси). За шесть предвоенных лет в СССР появилось более 20 таких аттракционов. Во время Великой Отечественной войны многие из них попали в зону оккупации и были разрушены. После 1945 года часть детских железных дорог была восстановлена, началось активное строительство новых.

galkovsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter