Следующая станция — почтовая

Старинные почтовые станции повидали на своем веку немало

Беззаботные школьные будни, полицейская служба, пытки и убийство. Старинные почтовые станции в Мухавце, Гусаке и Мокранах повидали на своем веку немало. Сегодня они связаны не только дорогой — бывшим почтовым трактом. Их судьбы объединяет непростая история минувшего века. Корреспондент «Р» побывал в сохранившихся зданиях и узнал, какие секреты скрываются за стрельчатыми окнами.

Почтовую станцию в Мокранах найти несложно. Для деревни ее архитектура совсем не типична: готические окна, высокая крыша, изящные кованые детали крыльца. Вокруг — высоченные вековые ясени. Они видели многое.

От остановки в конце деревни возвращаюсь к бывшей почтовой станции. Издалека побитое временем строение кажется заброшенным. Но первое впечатление обманчиво. В оконных проемах — стеклопакеты. Подведен газ, вставлены новые двери. Почтенный возраст здания для жизни не помеха, соглашается Валентина Манжук, жительница почтовой станции с 1973 года. Правда, стены покрасить не мешало бы. Но женщина лишь разводит руками: договориться с соседями пока не получается.

От мокранских старожилов Валентина Иосифовна слышала, что «за польскім часам» в почтовой станции располагался полицейский участок. После войны в ней разместилась дорожная служба: здесь были кабинет и квартира дорожного мастера. После того как станцию разделили пополам, семья Манжук получила собственную квартиру. Со временем кабинет мастера переделали в третью комнату. Есть где теперь развернуться внукам, говорит хозяйка.

Вместе с ней выхожу в темный коридор и далее в пристройку позади бывшей почтовой станции. В полу виден люк. Это спуск в подвал. Однако закатки и ненужные вещи жильцы хранят во флигеле. И вниз не спускаются никогда. Оказалось, в войну здесь располагался немецкий полицейский участок. Сколько тут народу покалечили и убили, одному богу известно.

— И как вам живется в таком доме: привидения не являются?

— Пока не видели. Хотя, когда печку старую разбирали, нашли небольшой скелет. Ребенка, скорее всего.

Выяснять, кто бы это мог быть, семья Манжук не стала. Зачем ворошить прошлое? Те люди, которые здесь жили, уже давно не с нами. Останки захоронили тихо, как полагается, и о случившемся предпочитают не вспоминать. Я и подумать не мог, что свет на эту таинственную смерть еще прольется. Причем на станции в Мухавце.

В Гусаке меня встречает следующее типовое здание. Точно такое же, как в Мокранах. Тот же внешний вид — станции строили по одному проекту. И та же пестрая судьба. До революции — почта, полицейский участок при поляках и немцах. После войны — школа. И, наконец, превращение в жилой дом.

Бывший машинист экскаватора Петр Абрамук не местный, в здании почтовой станции живет с 1984 года. Но от односельчан знает: при Польше в здании был «постерунэк» (участок полиции). И провинившихся сюда доставляли прямо с базара неподалеку. Если полицейский видел, что сбруя, конь или телега неухоженные, за это полагался штраф. Да и поколотить могли. Как говорили старожилы, «гумы заробыш». То есть дубинкой за провинность отходить могли будь здоров, объясняет житель почтовой станции.

Петр Николаевич показывает рукой через дорогу. Напротив во время оккупации стояла мастерская по производству кирпича. С почтовой станции в Гусаке на «цагельню» и камнедробилку отправляли работать местных евреев. До сих пор там можно найти осколки кирпичей. А земля вокруг самой станции время от времени преподносит те еще сюрпризы. Человеческий череп, гильзы, кирпичи польского времени. Подобным находкам на своем огороде Петр Абрамук уже потерял счет.

От жительницы соседней Великориты Любови Кузьмицкой узнаю: сразу после войны бывшей почтовой станции нашли мирное применение. Здесь открыли школу. Любовь Сергеевна — одна из первых ее учениц, а потом и учительница. Она вспоминает, что после войны почтовая станция представляла собой жалкое зрелище. Текла крыша, об отделке тогда никто и не слышал. В классе было 43 ученика, дети сидели за длинными, грубо сбитыми столами. Так учились, пока в Великорите не построили новое здание школы. Позже в почтовой станции стали жить дорожники и Петр Абрамук.

К Евдокии Касянюк в Мухавец приезжаю уже в конце дня. Узнаю, что несколько лет назад ее муж, участник Великой Отечественной, умер. Сегодня Евдокия Арсентьевна одна хозяйничает на своей половине почтовой станции. Вот только о ней совсем ничего не знает. Зато историю станции в Мокранах помнит так, как будто все это произошло вчера. Ведь там в 1928 году Евдокия Касянюк родилась и пережила всю войну:

— Пам’ятаю, як тыі нымці, шчо на пошце булы, у мого батькы кожуха забралы. Він по-нымэцьку добрэ говорыв, але сам до іх не пійшов. Сказав мені: сходы ты ды скажы: «Майнэ фатэр пэльц». То значыць «Мого батька кожух». Я на станцыю прыйшла. Бачу, шчо одын нымэць лэжыть на тым кожуху. Я до його підышла, сказала: «Майнэ фатэр пэльц» — ды і вытягнула з-під його кожуха! Як воны роготалы, тыі нымці! Алэ нычого мэні нэ зробылы.

Евдокии Арсентьевне немцы ничего не сделали. Зато еврейский мальчик из Мокран, возможно, погиб как раз от их рук. Моя собеседница не берется утверждать, что это правда. Она лишь пересказывает то, о чем говорили люди. Но, как бы там ни было, факт остается фактом. Из десяти еврейских семей остаться в живых суждено было немногим. Наум, Хаим, Ханка — Евдокия Касянюк на память перечисляет имена погибших мокранских «жыдів».

— У Ханкі тэй — вона була вэльмы-вэльмы красыва — сыночок був. Нымці вжэ зналы, шчо Совецкая армія наступае, і ніччу завэлы тых жыдів під цэркву і всіх росстрілялы. Алэ того жыдочка малого тількы в руку ранылы. Він з ямы выповз, пійшов до цэрквы, до попа. Той поп довго думав, шчо робыты, і довів нымцам, шчо в його той хлопчык. Але сказав: колы вы в його вжэ стрілялы і він жывый зостався, то більш з ім нычого нэ робытэ.

Немцы, выходит, обещание не сдержали. Евдокия Арсентьевна вспоминает, что несколько раз видела, как мальчик подносил им во время игры футбольный мяч. Но после отступления его уже никто не видел. Велика вероятность, что именно его останки нашла и захоронила семья Манжук из Мокран.

Брест и Мокраны разделяют примерно 50 километров. 25 верст, если считать расстояние мерками Российской империи. Тогда конная повозка могла преодолеть его за 6 часов. Сегодня же на автомобиле доехать до Мокран можно всего за полчаса. Вот бы и тайны истории раскрывались нам столь же быстро. Кто знает, сколько еще секретов хранят старинные почтовые станции?

-----------------------------------

Прямая речь

Нина КИРИЛЛОВА, заведующая научно-экспозиционным отделом Брестского областного краеведческого музея:

— Почтовые тракты в Российской империи были важной частью экономики. В их строительстве было заинтересовано в первую очередь само государство. По сути, это была та же система платных дорог, что действует сегодня. За проезд по тракту, смену лошадей и ночлег на станции люди платили деньги, и казне это было очень выгодно.

В целом схема была достаточно простой. В городе желающие брали лошадей и повозку, на ней проезжали определенное расстояние до почтовой станции. Уставших лошадей кормили и чистили. Пассажиры при необходимости оставались в заезжем доме ночевать, а наутро или сразу после отдыха продолжали путь в повозке уже на новых лошадях.

Сохранившиеся почтовые станции в Мокранах, Гусаке и Мухавце относятся к середине XIX века. К этому времени основные почтовые тракты уже существовали. Дорога, на которой они стояли, не была основной, но все же имела немалое значение для связи между Брестом и Ковелем.

Если говорить о сохранности почтовых станций, то сегодня нам достались только сами заезжие дома. За их же фасадом, как правило, скрывались целые комплексы зданий. Они представляли собой обширный двор с конюшнями и площадкой для повозок и карет. Сегодня в нашей стране, к сожалению, увидеть целый такой комплекс нельзя. Но инсталляция, которая дает такое представление, есть в нашем музее.

-----------------------------------

Где еще в стране сохранились почтовые станции?

Нехачево, Ивацевичский район, Брестская область. Построена в 1846 году на шоссе Минск—Брест. Состоит из трех одноэтажных зданий, соединенных между собой арками. В плане напоминает букву «Е». В центральном здании находились служебные помещения для пассажиров, в боковых — каретная, конюшня и хранилище корма.

Слуцк, Минская область. Построена по типовому проекту 1846 года. В комплексе четыре одноэтажных здания: станционный дом, два флигеля, конюшня. Все они создают композицию с замкнутым внутренним двором.

Фойно, Могилевский район. Памятник архитектуры 1849 года. Построена в византийско-русском стиле на Белорусском шоссе — ныне дорога Санкт-Петербург — Киев. Представляет собой отдельно стоящее здание с двумя симметричными воротами. 

-----------------------------------

На снимке: почтовые станции в Мухавце, Гусаке и Мокранах строились по типовому проекту.

Фото: Артем КИРЬЯНОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter