Следующая остановка — Африка

Вновь расовые войны. На этот раз под землей
Вновь расовые войны. На этот раз под землей

Еще два года назад пожар парижских пригородов ярко высветил главную проблему французского общества: в мигрантской среде накопилось слишком много сухого пороха. Достаточно искры... Осенью 2005 года причиной беспорядков стал разряд электрического тока, убивший спрятавшихся от полицейских в трансформаторной будке подростков. Сегодня искра ненависти проскочила между выходцем из Северной Африки и потребовавшим у него проездной билет контролером. Свидетели инцидента — группа молодых людей, преимущественно арабского и африканского происхождения, посчитали, что вызванные на помощь служащему метрополитена полицейские грубо обошлись с задержанным... В считанные минуты бытовой инцидент перерос в то, что уже классифицируется по шкале социальных конфликтов, причем в самой высшей, непримиримой форме: массовые беспорядки. Бунтующие выкрикивали лозунги и оскорбления в адрес кандидата на пост президента Франции Николя Саркози... Так что без преувеличения можно сказать: налицо и конфликт политический.

«Именно мигрантская проблема, вернее, то, как ее сумеют разрешить европейские политики, и является сегодня главным испытанием Европы», — считает специалист по демографии, доктор экономических наук Людмила Тихонова, которую я попросила прокомментировать парижские беспорядки. Людмила Ефимовна считает, что социальная пирамида Франции — а приезжающие мигранты неизменно оказываются в самом нижнем ее слое — потеряла свою устойчивость. Если первое — второе мигрантские поколения еще терпели свое униженное положение, — а они, как правило, получали самую грязную работу, селились в самых грязных кварталах, — то их дети и внуки требуют, причем очень агрессивно, свободы и равенства... Правда, о братстве речи не идет, потому что культурно, духовно, социально общество очень разобщено. «Произошел поразительный факт: несмотря на большие деньги, которые тратятся европейскими правительствами на программы интеграции, происходит как раз обратный процесс — территориальная сегрегация», — считает моя собеседница.

«Если не сделать африканцев французами, Франция станет Африкой», — этот вывод, звучащий как афоризм, преобладает среди аналитиков, изучающих причины парижских беспорядков. Нужно, как говорят специалисты, расширить миграционную емкость страны, то есть не закрываться от мигрантов, а, наоборот, «переваривать» их, включать в общество... Звучит красиво. Но как это сделать?

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter