О стремительном росте доли безналичных платежей

Следуйте за картой

Доля безналичных платежей в стране стремительно растет. Об этом красноречиво говорят цифры: по данным Нацбанка, за первый квартал 2020 года по сумме доля безналичных операций составила 58,7 процента. Для сравнения: в 2019 году аналогичный показатель равнялся 54,9 процента, а 10 лет назад — только 13,1 процента. По количеству безналичные транзакции также лидировали: в первом квартале их было 90,5 процента, или 449,9 млн, и только 9,5 процента операций, или 47,5 млн пришлось на наличные.


Это неудивительно, ведь доступность информационных технологий, проникновение интернета, развитие рынка пластиковых карт меняют парадигму общения клиента, банка, продавца услуг или товаров. Системы дистанционного банковского обслуживания расширяют количество предоставляемых сервисов, которые экономят время потребителей, убирая потребность идти в отделение банка. Это также делает менее рентабельным необходимость содержания банкоматов и инфокиосков для фининститутов. Логично, что их число со временем будет уменьшаться. 

К слову, доля безналичного денежного оборота в розничном товарообороте с 8,1 процента в 2008 году выросла до 42,8 процента в 2019 году и продолжает увеличиваться. Борьба с пандемией и тренд на изоляцию, вероятно, только ускорят этот процесс. Гаджеты и электронные «примочки» в виде, например, браслета с NFC-чипом, более удобны и не занимают столько места, как традиционный кошелек. 

В стране работают системы мобильных платежей Samsung pay и Apple pay, платежные системы Visa и MasterСard, которые позволяют расплатиться в транспорте, онлайн- и офлайн-магазине и многих других местах, количество которых постоянно увеличивается и не сдерживается географией страны. Более того, сегодня мы уже постепенно переходим на уровень, когда банки могут все шире использовать биометрические данные клиента для его идентификации и проведения платежей. Такой эксперимент уже проводят в столичном метрополитене, где испытывают оплату с помощью цифровой модели лица.

Цифровизация неуклонно берет свое, хотя и не без препятствий. Так, за две прошлые недели в сети дважды появлялась информация о перебоях в работе ряда банков. Такие сбои произошли 26 июля в работе с карточками, мобильными приложениями и банкоматами сразу четырех фининститутов. Проблема возникла из-за перепадов напряжения в здании одного из банков. Остальные обслуживались в процессинговом центре данного банка, и поэтому тоже испытали аналогичные трудности. Надо отметить, что сложности устранили оперативно. Однако уже 30 июля произошел еще один сбой в работе банков. 

Естественно, что финансовые институты заботятся о своей репутации и в короткий срок устраняют проблемы. Заранее предупреждают клиентов и о проведении технических работ, недоступности некоторых операций. Причем справедливости ради надо сказать что все это происходит в наиболее удобное время для пользователей. 

Однако не только сбои в работе банков сводят полезность цифровых сервисов на нет. Есть и более простые сценарии: зашел в магазин в подземном переходе, выбираешь товар, пытаешься рассчитаться картой и… Ждешь. Минут пять ждешь, а потом на дисплее терминала появляется «операция не одобрена». И так еще пару раз перед тем, как все же обратиться к старым добрым наличным. Бывает, не срабатывает карта и в транспорте при оплате. Или у продавца в магазине откажет терминал и опять нужно бежать в банкомат.

На самом деле, такие ситуации возникают совсем нечасто и с каждым годом все реже. Но полностью от наличных денег, например, я бы все же не отказывался. Хотя бы и потому, что бываю в командировках в малонаселенных пунктах, где гораздо удобнее рассчитываться наличными. Вместе с тем, бесспорно, Нацбанк совместно с финансовыми институтами проделывает огромную работу по созданию удобных условий для появления новых безналичных сервисов в нашей жизни. И я уверен, что многие вопросы, которые вызывают сегодня неудобства, будут решены в ближайшее время.

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter