Репортеры «СОЮЗа» в Москве и Минске нырнули в омут малого бизнеса

Следует шить...

Основатель московского швейного коворкинга — 27–летняя уроженка Волгоградской области Наталья Жутова — по образованию журналист, но со швейным мастерством знакома с детства. Ее мама Елена — технолог и портная высшего, шестого разряда с более чем 20–летним стажем работы в ателье и на производстве — шила для дочки почти всю одежду. А когда девушка переехала в Москву, то столкнулась с тем, что одеваться модно и стильно и при этом не тратить на одежду большую часть заработков очень сложно.

Просто хотелось научиться шить

Отучившись три месяца на курсах кройки и шитья, Наталья осознала: во–первых, полученных знаний ей не хватает. Во–вторых, после учебы вопросов еще больше, а получить консультацию не у кого. В–третьих, оборудовать даже небольшую «любительскую» швейную мастерскую в квартире дорого и сложно. Это был 2016 год, все вокруг говорили о новом модном тренде — коворкингах. Коворкинг–пространства, или, попросту, специально оборудованные центры для совместной работы, стали появляться чуть более десяти лет назад, когда все больше людей начало уходить из офисов на фриланс. Многие из них быстро поняли, что работать не дома, а в специальном месте комфортнее. Наталья попыталась найти в столице коворкинг для желающих шить. Единственное подобное место, которое ей удалось отыскать, предназначалось скорее для профессиональных дизайнеров, а не для любителей и тем более начинающих.

фото РОМАНа ЩЕРБЕНКОВа

Единственным вариантом стало — взять все в свои руки.

Швейных дел мастера

Толчком к открытию собственного дела стали трехмесячные онлайн–курсы для начинающих предпринимателей. В июне 2016 года девушка нашла небольшое помещение — и проект стартовал. «Начали мы с четырех швейных машинок, двух оверлоков, парогенератора и гладильной доски. Не было даже места для раскройного стола», — вспоминает Наталья. Первоначальные затраты (аренда, ремонт помещения, закупка оборудования) составили около 250 тысяч рублей. И пока что говорить о какой–то сверхприбыли рано. «У меня были свои накопления. Кредитов я никогда не брала принципиально. И, конечно, если бы не мама, я бы с этим связываться не стала», — объясняет Жутова. У мамы в тот момент как раз был отпуск — и она приехала помочь дочери. Так и осталась в Москве.

Первой посетительницей коворкинга стала приятельница Натальи, которая хотела научиться шить. Потом сработало сарафанное радио — начали приходить знакомые знакомых, кто–то узнавал от друзей, кто–то — из социальных сетей. Со временем стали пользоваться спросом подарочные абонементы — их мужья часто дарят женам. Нашлись и единомышленники, точнее, единомышленницы, которые начали помогать в работе, но костяк коворкинга, конечно, Наталья и ее мама Елена.

Не стоять на месте

За два года мастерская переезжала четыре раза, росли площади, количество оборудования, очередное новоселье практически совпало с двухлетием. Сейчас коворкинг делит помещение со складом дизайнерских тканей, под мастерскую отведены две комнаты, в одной из которых проходят мастер–классы, а в другой одновременно могут работать пять–шесть человек. «К нам практически не приходят что–то подшить — для этого обычно обращаются в ателье. Кому–то хочется просто научиться шить, кто–то умеет, но, например, сломалась машинка или домашние отвлекают. Кому–то дома скучно, а здесь — общение. Именно за этим многие и приходят в коворкинги», — объясняет Елена. На наших глазах в студию вместе с мамой пришла восьмилетняя девочка — шить платья для своих кукол.

Наталья Жутова и ее мама Елена открыли в Москве свою коворкинг-студию
ФОТО РОМАНА ЩЕРБЕНКОВА

Приходят и мужчины, как профессионалы, так и любители. Например, один молодой человек приходил отшивать образцы одежды для фабрики. «Я тут, правда, первый раз. Всегда дома шил, но сейчас мне нужно побольше места», — рассказал нам Андрей, увлеченно что–то шьющий за одной из машинок. Как оказалось — костюм, хобби молодого человека — участие в исторических реконструкциях.

В коворкинг приходят люди с самым разным уровнем швейного мастерства. Кто–то делает это профессионально, шьет на заказ, но дома работать неудобно. Кто–то просто хочет попробовать, сшить что–то для себя. Парогенератор, большой раскройный стол, манекены, распошивальная машина, без которой невозможно работать с трикотажем — дома это себе могут позволить не все профессионалы, как минимум для этого требуется отдельная комната. Начинающих и опытных мастеров примерно поровну. Для сравнения: час работы в мастерской стоит 300 рублей, день — 900, при том что просто подшить брюки в недорогом ателье в Москве выльется минимум в 700. Можно купить абонемент на несколько дней или месяц. Посещение включает в себя пользование всем оборудованием и аксессуарами (это профессиональные ножницы, линейки, мелки и т.д.), а также консультации мастера–технолога. Есть опция индивидуальных занятий. Желающие могут арендовать швейную машинку или оверлок или принести свое оборудование.

Также в коворкинге постоянно проходят мастер–классы — например, как раз на днях шили купальники и модное платье–рубашку (этот мастер–класс проводила приглашенный дизайнер).

Наталья Жутова считает такой формат особенно перспективным. Подобные занятия помогают преодолеть некий барьер, который возникает, когда человек хочет начать, но не знает, с чего. Кроме того, любой бизнес требует развития, нововведений, если стоять на месте — ты проиграешь конкурентам. «Когда мы только открывались, многие еще не понимали, что такое швейный коворкинг. А сейчас в столице уже появилось несколько подобных мест, значит, надо искать новые форматы», — делится Наталья.

Ирина Петрова, etrovai@yandex.ru, Москва

Как заняться малым и средним бизнесом в Беларуси?

Поддержка деловой инициативы и оказание помощи бизнесу являются основными драйверами экономического развития Беларуси. Это суть Директивы Президента № 4 «О реализации предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». С 2010 года страна поднялась со второй половины списка государств с наилучшими условиями ведения бизнеса в исследовании Всемирного банка и заняла пятое место среди 190 стран по количеству реформ — международные эксперты насчитали их 37. А в 2017 году принят пакет документов, суть которых — снятие излишних барьеров и минимизация вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов хозяйствования. Главный из них — Декрет Президента № 7 «О развитии предпринимательства» — поставил масштабную задачу: стабильные, комфортные и предсказуемые условия ведения бизнеса должны стать национальным брендом.


В чем суть нововведений? Без предварительных согласований, включения в реестры, регистры, получения заключений экспертиз и т.п. предприниматель по уведомительному принципу вправе начать любой из двух десятков самых распространенных видов деятельности, от выращивания сельхозкультур до IT–технологий. Правда, юридическое лицо или статус индивидуального предпринимателя надо регистрировать по заявлению, но это дело 1–2 дней. Теперь проще не только начать, но и вести бизнес. Сокращены многие административные барьеры в сферах строительства, торговли, общепита, рекламы, международных перевозок. Стало меньше организационных формальностей: например, печать или путевые листы уже необязательны. Перечень противопожарных, санитарно–эпидемиологических, ветеринарных, природоохранных и других требований сокращен примерно в 10 раз, комментируют новшества в Департаменте по предпринимательству Министерства экономики:

— Такой подход подразумевает, с одной стороны, презумпцию доверия к предпринимателю, а с другой — саморегулирование бизнеса и персонализацию ответственности за принимаемые риски.

Помимо классического предпринимательства особый импульс получили такие формы самозанятости, как ремесленничество и агроэкотуризм, облагаемые минимальными налогами. Кроме того, расширен перечень работ и услуг, которыми граждане вправе заниматься без регистрации в качестве предпринимателей. Это касается репетиторов, свадебных фотографов, парикмахеров, отделочников, дизайнеров интерьеров, веб–разработчиков и др., они просто платят ежемесячный единый налог. Такой форме занятости сегодня отдали предпочтение около 26 тыс. человек, в этом году они уже пополнили бюджет страны более чем на 2 млн белорусских рублей.

Подготовила Аэлита Сюльжина, 

aelita@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter