Следствие ведут... оптимисты

Гродненцы продолжают поиски чудотворной иконы Коложской Богоматери
Гродненцы продолжают поиски чудотворной иконы Коложской Богоматери

Чудотворная икона, по преданию, была пожертвована в XVII веке гродненскому Коложскому монастырю умирающим нищим, который до самой смерти носил ее на своем теле под ветошью. Небольшая медная пластина с изображением Девы Марии и младенца Иисуса, вправленная в кипарис, оказалась копией виленской одигитрии–путеводительницы, которой в XV веке царь Иоанн III благословил свою дочь Елену на брак с Александром Ягеллончиком.

Случаи чудесного исцеления после молитвы перед гродненской святыней документально были зафиксированы в конце XIX — начале XX века: в 1889 и 1911 годах двое горожан вылечились, как тогда писалось, «от болезни ног». Известно, что в 1914 году перед иконой Коложской Богоматери молились будущие царственные мученики: Николай II со своей семьей. И тогда же, в 1914–м, когда Гродно угрожало нашествие немецких войск, священники обошли городские форты, благословляя их чудотворным образом. Гродненцы были тогда уверены, что именно коложская икона «повернула» завоевателей на север от города.

В 1915 году, когда угроза немецкого нашествия казалась реальной, началась эвакуация ценностей. На восток, в Россию, тогда были вывезены многие белорусские святыни. В их числе оказались и два ценнейших для нашего народа образа: жировичский и коложский. Но если жировичскую икону в 20–х годах удалось найти и тайком вернуть, то судьба коложской путеводительницы неизвестна до сих пор.

Благодаря епископу Иосифу Соколову до наших дней дошло точное описание утерянной иконы. «Она писана на медной доске, вышиною 5, шириною 4 вершка (17 см на 22 см), риза на ней сребропозлащенная 84 пробы, венцы украшены 14 гранатами, на венцах искусно тонким резцом вырезаны ветхозаветныя прообразовательныя изображения, относящиеся к лицу Богоматери, и между ними 8 камней — 2 граната, 5 сердоликов и агат. На святой иконе и около нея по полю множество разных привесок — вся она обрамлена гранатами с золотыми крупными зернами — до 45 на цепочке».

Исследователи утверждают, что икона была эвакуирована в Москву, и даже уверяют, что в 20–х годах она выставлялась в качестве экспоната в Румянцевском музее, который в 40–х был расформирован. Но правопреемник Румянцевского — Пушкинский музей на запросы священников из Гродно ответил, что такой экспонат в списках не числится. Посоветовали искать в Третьяковке или в российском историческом музее, но администрации этих учреждений почему–то не ответили на письма из Беларуси.

«Возможно, икона была уничтожена или продана во время кампании по изъятию церковных ценностей, объявленной большевиками в 1921 году под номинальным девизом «поможем голодающим Поволжья», — вздыхает священник Александр Велисейчик, долгое время занимавшийся поиском иконы Коложской Богоматери. Далеко не так пессимистично настроен журналист, председатель комиссии по культуре, образованию и делам молодежи Гродненского горсовета Александр Лосминский. «Мы намерены начать серьезные поиски гродненской чудотворной иконы. Если не удастся выйти на ее след официальным путем — через запросы в российские ведомства и поиск в архивах, будем просить помочь россиян–гродненцев, которых не так уж мало». Наверное, попытки найти драгоценную святыню прагматикам покажутся утопическими, и совсем уж напрасно надеяться вернуть икону в Гродно. Но если мечтателям–практикам из горсовета это удастся сделать, они смогут записать на свой счет свершение настоящего чуда.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter