Следствие ведет...провидение

Кража уникальных икон из церкви в деревне Большое Подлесье Ляховичского района наконец–то раскрыта. Но будут ли спасены реликвии?
Кража уникальных икон из церкви в деревне Большое Подлесье Ляховичского района наконец–то раскрыта. Но будут ли спасены реликвии?

Темные прямоугольники на стене церкви, оставшиеся в тех местах, где висели иконы, зияли, как пустые глазницы. Невдалеке, на старом деревенском кладбище, раздражающе громко и безысходно кричали вороны. Сентябрьский день, и без того хмурый и непогожий, стал еще более унылым — из церкви в деревне Большое Подлесье исчезли три самые ценные иконы...

Деревня будто осиротела

Жители деревни Большое Подлесье Ляховичского района по праву гордятся своей Святодуховской церковью, построенной в конце XVIII века и являющейся памятником архитектуры. И сама церковь, и старинные иконы (оцененные, кстати, специалистами весьма дорого — от 10 до 50 тысяч долларов) досконально описаны во многих книгах, в том числе и в многокрасочной «Память. Ляховичский район».

Эта ли книга попала в руки ворам, другая ли, или кто–то из жителей похвастался неосторожно, сейчас уже не важно. Важно, что без похищенных икон и церковь, и деревня будто осиротели.

В один из сентябрьских вечеров 2001 года трое жителей соседней деревни Зубелевичи, отец и два его сына, подъехав к Святодуховской церкви на автомашине своего хорошего знакомого, сбили с двери железные задвижки, навесной замок и вынесли три иконы: «Чудо Георгия о змие» (XVII век), «Избранные святые Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст» (1683 г.), написанные темперой на досках, и «Богоматерь Одигитрия» (XVIII век), написанную на холсте. Спрятали воры похищенное в доме одного из братьев, Александра, в деревне Зубелевичи. Общая сумма ущерба, причиненная церкви, составила около 162 миллионов рублей.

Кара земная и кара небесная

И хотя воры оставили предостаточно следов, на целых три года бесценные иконы будто в воду канули. Исправно крутились колеса следственной машины: допрашивались люди, писались запросы и справки, составлялись отчеты и проводились совещания. А результатов на выходе — ноль... Только в 2004 году появилась тоненькая ниточка, слабый след — по оперативной информации, поступившей в милицию, подозреваемые в совершении этого преступления искали покупателей для того, чтобы продать иконы. За дело взялись сотрудники УБОП. Оперативники, представившись заинтересованными в покупке жителями России, вошли в контакт с продавцами. Купля–продажа состоялась, специально помеченные 3 тысячи долларов перекочевали в руки преступников. Они были задержаны тут же, на месте сделки: шофер, подвозивший в 2001 году похитителей в Большое Подлесье, сожительница одного из воров и... сотрудник Ляховичского РОВД, как впоследствии установило следствие, прекрасно знакомый с похитителями икон, распивший с ними не одну бутылку водки и знавший о краже уже через неделю после произошедшего.

Две иконы, написанные на досках, были изъяты у сбытчиков и отправлены в Минск, в Национальный художественный музей. Третья — «Богоматерь Одигитрия» — исчезла бесследно. О судьбе ее могли рассказать только сами похитители, но... пока следствие малюсенькими шажками двигалось к развязке, в дело вмешалось то ли провидение, то ли судьба, то ли сам Господь Бог. Не успев продать иконы, в мае 2003 года от пневмонии скончался самый старший из семьи похитителей — отец, а через год, после инфаркта, и один из братьев — Валерий. Второй же брат, Александр, подался в бега и пока не найден. Впрочем, настоятель Святодуховской церкви отец Владимир уверен, что уж если не суд людской, то Суд Божий похитителя обязательно настигнет.

Впрочем, суд людской тоже строг — все причастные к похищению икон получили различные сроки лишения свободы — от 3 до 6 с половиной лет.

Найденные, но не возвращенные

После этой истории церковь наконец–то поставили на сигнализацию. И участковый инспектор милиции, и многие жители деревни настороженно вглядываются в лица чужаков, появляющихся в Большом Подлесье. Пока я фотографировала ярко–голубое здание церкви, меня несколько раз попросили предъявить документы. И это правильно.

Плохо только то, что до сих пор уникальные иконы не вернулись на свои места. А если и вернутся, то не скоро...

«Иконы в ужасном состоянии, — рассказал настоятель церкви отец Владимир. — Грунтовка на них отслоилась, вздулась пузырями. Мы просто не довезем их из Минска. Любая тряска может привести к тому, что краска с них просто осыплется...»

Надежда Высоцкая — начальник отдела древне–белорусской живописи Национального художественного музея, где в настоящий момент находятся иконы из Большого Подлесья, тоже категорична: «Везти иконы сейчас назад — значит погубить их безвозвратно!» А на мой вопрос о возможности их реставрации сообщила, что пока иконы не принадлежат музею, деньги на их восстановление никто не выделит. Разве что по специальному обращению сотрудников музея в различные министерства и ведомства. Да и сумма на реставрацию требуется немаленькая — речь идет не об одной тысяче долларов. Даже если жители Большого Подлесья решат отреставрировать иконы за свой счет, такие деньги им просто не собрать!

Вот и зияют до сих пор пустыми местами стены в деревенской Святодуховской церкви, напоминая о жадности людской, о каре земной и небесной и о том, что, возможно, безвозвратно ушло из нашей жизни что–то прекрасное и вечное.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter