В СК объяснили, для чего после каждого случая смерти человека обязательно проводится проверка

Следствие проводит проверку

Нередко интернет‑новости о происшествиях, в которых сообщается о случаях смерти людей, сопровождаются категоричными комментариями. В обсуждении обязательно найдется условный Всезнаю123, который деловито заметит: «Да криминал здесь 100 процентов. Чего тут гадать? Черным по белому написано же: следствие проверку проводит». Это как раз тот пример, когда подобных комментаторов хочется называть диванными экспертами. Такие мысли появились после разговора с компетентным в правовой сфере собеседником.

Большинство случаев, по которым проводится проверка, не имеет криминального характера. 
Фото  БЕЛТА.

Без видимых телесных повреждений

Сегодня вместе с начальником Октябрьского (г. Минска) РОСК Павлом Коваленко мы разберем упомянутое выше заблуждение, рассказав, что такое проверка по факту смерти человека. Она проводится независимо от причин летального исхода, подчеркивает полковник юстиции. Большинство таких печальных фактов не имеет криминального характера. Однако проверка все равно назначается практически в каждом случае. Ведь видимых телесных повреждений при первоначальном осмотре могут и не обнаружить. Например, изначально следственно‑оперативная группа не находит признаков насильственной смерти, а впоследствии при судебно‑медицинской экспертизе они обнаруживаются. 

Павел Коваленко рассказывает, зачем проводится проверка по факту смерти человека.

Проверки проводят и для того, чтобы не упустить реально совершенные преступления, замаскированные под естественную смерть. Вот почему следователи выбывают на любой случай, когда умер человек.

Причем не имеет значения, при каких обстоятельствах все произошло: в квартире, больнице, дома или на улице. Необходимость в этом мой собеседник подтверждает несколькими примерами. 
Согласно законодательству решение по результатам таких проверок должно быть принято не позднее чем через 10 суток с момента получения заявления или сообщения о преступлении. Однако, если того требуют обстоятельства, их проведение может быть продлено на срок от 1 до 3 месяцев, а также приостановлено на период проведения судебно‑медицинских экспертиз либо исполнения международных поручений.
Истории с преступным следом 

«Летом 2017 года в нашем районе случилась похожая ситуация. В квартире дома на улице Кижеватова обнаружили тело мужчины средних лет. Сначала сомнений в естественности смерти не возникло. Хозяин жилья находился в кровати, порядок в комнатах нарушен не был. Обнаружила мертвого мужа супруга, которая несколько дней отсутствовала дома. Впоследствии экспертиза установила совсем небольшое проникающее ранение грудной клетки, из‑за которого и скончался минчанин», — вспоминает Павел Николаевич необычную историю. Возбудили уголовное дело. Выяснили, что погибший имел слабость к рюмке. Жена в момент происшествия находилась на даче. А потерпевший в это время «культурно» отдыхал с собутыльниками. Конфликт, драка — мужчина получил удар ножом. Любопытно, что рана не мешала ему на протяжении нескольких часов заниматься домашними делами. Подозреваемый преспокойно ушел, а пострадавший умылся, переоделся и лег в кровать, с которой уже не встал. Позже преступление раскрыли, а виновные получили по заслугам.

Следователи работают на месте происшествия.
Фото  БЕЛТА.

Вот еще одна показательная история, случившаяся в ушедшем году. Тогда результатом проверки стало возбуждение уголовного дела за незаконный сбыт наркотиков, повлекший смерть человека. На месте происшествия, куда выбыла следственно‑оперативная группа, обнаружили мертвого мужчину. Признаки насильственной смерти отсутствовали. Уже впоследствии судебно‑медицинская экспертиза показала отравление метадоном. Сейчас проводится предварительное расследование для установления лица, сбывшего смертельное «зелье». 
В Следственном комитете разобрали популярное заблуждение о проверке по факту смерти человека — в большинстве случаев криминальный след отсутствует. 
Криминала не обнаружено

Бывают и противоположные случаи, когда изначально принимается решение о возбуждении уголовного дела, но потом оказывается, что какой‑либо криминал отсутствует, рассказывает Павел Коваленко: «В начале 2019 года в квартире дома по улице Кирова нашли тело 45‑летнего мужчины с ранением в области грудной клетки. Возбудили уголовное дело по статье «Убийство». Дальше выяснили, что погибший имел психические проблемы, ранее предпринимал суицидальные попытки. Накануне происшествия минчанин был пьян. Позже психолого‑психиатрическая экспертиза подтвердила, что в момент смерти мужчина находился в состоянии временного психического расстройства и не отдавал отчета своим действиям. В свою очередь судебно‑медицинская экспертиза показала, что человек сам нанес себе смертельное ранение». К слову, любые самоубийства, даже если они очевидные, когда человек накануне говорил о таком намерении, написал предсмертную записку, подвергаются тщательной проверке. В таких случаях важно установить, не было ли доведения до самоубийства.

фото Александра Кулевского.

Прямо сейчас в Октябрьском РОСК проводится проверка по факту смерти человека на рабочем месте. На улице Толстого мужчину обнаружили в канализационном люке, где тот проводил ремонт. Кажется, что здесь и криминал может быть, а еще более вероятно — какая‑то техническая причина. Но предварительное заключение экспертов — отравление алкоголем. 

То, что на месте, где нашли тело, работают следователи, конечно же, не говорит о криминальной причине смерти. «В 80 процентах таких случаев она естественна. Умирают от проблем с сердечно‑сосудистой системой. Большой процент — от злоупотребления спиртными напитками», — перечисляет начальник Октябрьского РОСК. Так, недавно следователи райотдела проверяли факт смерти мужчины, не имеющего определенного места жительства. Тот скончался от отравления алкоголем — так отмечал со знакомым свой день рождения. Утром опросили его собутыльника, а уже вечером сотрудники выбыли на сообщение о смерти и самого свидетеля. 

Сегодня мы разобрали одно из заблуждений о работе правоохранителей. Но дилетанты, которые уверены, что они профессионалы в деле, которым не занимаются, находятся под каждой информационной кочкой. Они в качестве экспертов берутся объяснять причины событий из самых разных сфер жизни: политики, экономики, права, медицины, спорта... Иногда это вредно и даже опасно. Ведь многие люди воспринимают недостоверную информацию как правдивую, ориентируются на нее, принимая какие‑то важные для себя решения. Надеемся, наш пример хорошо продемонстрировал читателям компетентность таких «специалистов». 

zhur@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter