Когнитивные способности человека: что это такое

Следовательно, существую

Среди неприятных последствий перенесенной коронавирусной инфекции — проблемы с памятью. Например, в каких-то бытовых ситуациях мы вдруг замечаем, что не сразу можем сообразить, как называется тот или иной предмет. Через какое-то время «помутнение сознания» проходит. Но неприятный осадок от собственной беспомощности остается надолго. Ведь именно мышление является тем козырем, за счет которого человек смог взобраться высоко по эволюционной лестнице. В таких случаях говорят: проблемы с когнитивными функциями. А что это вообще такое?

Коллаж Ольги Александровой

Как в тумане

Прежде всего разберемся с формулировкой. Когнитивные функции или способности (от латинского cognitus — восприятие, познание) — наиболее сложные умения мозга, которые помогают ему взаимодействовать с окружающим миром. К ним относятся память, концентрация внимания, речь, способность узнавать и идентифицировать объекты, а также планировать и совершать целенаправленные действия. Благо, когда говорят о негативном влиянии вируса, имеются в виду не все, а только два первых параметра из списка. Неполадки временные, и на их исправление требуется от нескольких недель до полугода. Затем нейронные связи восстанавливаются, и все приходит в норму. Это хорошие новости, поскольку есть один важный момент: все функции работают в связке. Начал сбоить один компонент — тут же барахлят и другие. Не случайно люди жалуются на туман в голове: когда мозг туго соображает в одном, ему становится некомфортно уже в принципе, так сказать, чисто на нервной почве. Ведь кредо «маленьких серых клеточек» — тотальный круглосуточный контроль, а тут за всем уследить не получается.

Три в одном, но все по отдельности

В самой теме когнитивных способностей есть несколько наиболее интересных направлений. Во-первых, нужно понимать, что результатом совместной работы когнитивной «группы» является способность мыслить, то есть формировать более или менее логичные выкладки. Согласно трактовке Аристотеля, по возрастанию значимости они подразделяются на понятия, суждения и умозаключения. Окончательно оформленная мысль — это как раз последний вариант. При этом сам механизм возникновения мыслей ученым непонятен. Равно как и природа сознания вообще. Это как аксиома: мы просто почему-то умные — и все.

Во-вторых, мыслительные когнитивные способности подразделяются на три параметра, которые для большинства людей имеют весьма условное разграничение, как неясные оттенки одного и того же: ум, интеллект и мышление. И если последнее достаточно просто трактуется как способность к порождению мыслеформ (не правда ли, сразу все стало ясно), то по поводу ума и интеллекта ученые никак не могут прийти к согласию. Теоретически оба случая касаются процесса переработки знаний и опыта, помноженных на скорость нейронных связей. Чем быстрее и продуктивнее мозг обрабатывает информацию, чем лучше он ее усваивает и использует, тем человек умнее.

В некоторых источниках можно прочитать, что интеллектуалами считаются только люди «формирующие или развивающие идеи, влияющие на культурные ценности и нормы общества». Однако такая трактовка некорректна. Само понятие интеллекта (достаточно длинное) кратко означает всего лишь общую способность к познанию и решению проблем.

Тише едешь — дальше будешь

Принято считать, что процесс старения — это такой стабильный спуск к слабоумию. Естественно, далеко не всем (и слава богу) грозит Альцгеймер, но когнитивные способности с годами действительно ухудшаются. Память начинает подводить, человеку нужно больше времени на обдумывание, снижается скорость реакции и так далее. Но как быть с тем, что именно пожилых людей мы считаем авторитетными в плане жизненного опыта и часто обращаемся к ним за советом? Выходит, не все так однозначно.

Эту мысль решили проверить исследователи Джорджтаунского университета. В издании Nature Human Behaviour они обрисовали, что происходит с мыслительными процессами, когда мы стареем. Спойлер: не все потеряно.

Ученые протестировали более 700 человек в возра­сте от 58 до 98 лет — считается, что именно в этом промежутке когнитивные способности начинают необратимо «сдавать». Однако, как выяснилось, есть нюансы. Действительно, в плане способности быстро реагировать на новую информацию лучшие результаты показали более молодые испытуемые. Но в тех случаях, когда нужно было выработать решение, сконцентрировавшись на главном и не отвлекаясь на эмоции, на высоте были «старики». Если подумать, именно эти качества в совокупности и принято считать мудростью, не так ли?

По мнению авторов исследования, их работа подтверждает: списывать со счетов пожилых людей не стоит, поскольку это на самом деле довольно перспективный ресурс. Даже для нынешнего усиленно молодящегося общества.

В ТЕМУ

Всему свое время, каждому — свое

Тема развития когнитивных способностей в сравнении с возрастом человека — достаточно новый и перспективный раздел исследований, который периодически преподносит ученым сюрпризы. Например (только не удивляйтесь), до недавнего времени считалось, что «пика ума» мы достигаем в 20 лет, а затем мозг устает и потихоньку начинает готовиться к увяданию. Согласитесь, это даже с точки зрения жизненной логики глупо. Когда начали копать, откуда вообще такая цифра взялась, выяснился забавный момент. Есть масса научных работ, в которых утверждается, что юные мозги работают продуктивнее. Но «сырьем» для этих работ служат студенты — они всегда в зоне доступа для своих преподавателей, большинство из которых занимаются научной деятельностью. Что до людей, которые уже вышли из студенческого возраста, но еще не стали стариками, заполучить их в лабораторию непросто. Все же у взрослого человека есть много других забот, кроме как быть материалом для экспериментов. Вот вам и разгадка.

Исследователи Массачусетского технологического института решили исправить огрехи и нарисовать более-менее объективную «когнитивную» картину, для чего провели масштабное тестирование больше 5 тысяч человек разных возрастных категорий. Выяснилось, что динамика неоднозначна: для разных способностей есть свои возрастные пики. Причем некоторые из них достигают полного расцвета, например, в 30 лет и позже. Так, до 20 лет растет скорость обработки данных (затем она начинает снижаться). Кратковременная память «набирает разгон» от 25 до 35 лет. Умение оценивать эмоциональное состояние других людей достигает пика в 40—50 лет. Самый интересный результат оказался связан с так называемым словарным параметром — способностью к накоплению информации. В более ранних работах пределом был определен возраст 58—60 лет. Проще говоря, считалось, что дальше мозг не может усвоить сколько-нибудь приличные объемы нового. Однако теперь предел сместился на уровень 70 лет. Исследователи полагают, это связано с тем, что сейчас мы активно учимся и много читаем. Информация есть везде вокруг нас, в том числе в интернете. Поэтому пожилые люди могут вести более насыщенную жизнь, включая интеллектуально насыщенную.
Есть исследования, свидетельствующие, что некоторые когнитивные способности, как хорошее вино, с годами скорее становятся лучше, чем портятся. В первую очередь это навыки, связанные с использованием знаний и опыта для решения проблем.
bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter