Парад Победы в судьбе офицерской династии из Минска

Следом за отцом и дедом

Бравый капитан-артиллерист Иван Мелюшко.

НА ДНЯХ в редакцию позвонил полковник в отставке минчанин Владимир Мелюшко. «Мой отец участвовал в параде Победы, — сообщил он. — Если это интересно, приходите, расскажу». Мы тут же договорились о встрече. И вот корреспонденты «СОЮЗа» в уютной городской квартире ветерана. На видном месте — пять боевых орденов его отца Ивана Захаровича Мелюшко. 24 июня 1945 года он в числе первых ступил на Красную площадь, неся штандарт Карельского фронта. Настроение было замечательным, тем более что именно в этот же день бравому капитану-артиллеристу исполнилось 24 года. 

— Отец не любил вспоминать о ­войне, — говорит Владимир Иванович. — И о том, что он участвовал в параде Победы, я узнал случайно. Подростком смотрел фильм «Посол Советского Союза», в котором есть фрагмент парада на Красной площади 24 июня 1945 года. Там и увидел отца. Пришел из школы и говорю: «Папа, я увидел тебя на параде. Ты в сапогах, каске...» И только тогда он рассказал, как все было. 

 С шести утра участники парада уже находились в строю. А дождь лил как из ведра. Вымокли все страшно. И вот раздалась команда на марш, «коробка» Карельского фронта вступила на Красную площадь. Впереди — командующий маршал Мерецков, за ним — другие руководители фронта. 

— А следом я несу штандарт, — пересказывает Владимир Иванович слова отца. — На специальном поясе было место, куда вставляется древко. А сам штандарт бархатный, сильно намок, очень тяжелый. И когда вышли на Красную площадь, навстречу подул сильный ветер. Чувствую: меня сейчас может опрокинуть. И тут боковым зрением увидел трибуну мавзолея, там Сталин, Берия… В мозгу мелькнуло: ну все, Магадан! Но в училище нас строевой подготовке хорошо учили, я подсек шаг и достойно пронес штандарт до собора Василия Блаженного, а там уже старшина подхватил. 

В парадный расчет капитан Иван Мелюшко попал неожиданно для себя. Молодой, неженатый еще. Маршал Мерецков, оглядев двух кандидатов, поручил готовиться. Но выбрал Ивана. Репетировали дальше вместе: командующий, начштаба фронта и знаменосец за ними. Месяц изо дня в день тренировались чеканить шаг в войсковом лагере под Москвой. Благо кормили по высшему разряду. Запомнилось, как тепло встречали воинов люди. Дарили папиросы, а в коробке записка: привет победителям. Когда промаршировали строем по Красной площади, маршал Мерецков пошел на трибуну мавзолея, а весь сводный полк пригласили на торжественный обед от имени Мурманского обкома партии. Тосты за Победу, ее организаторов поднимали до утра. 

24 июня 1945 года капитан Иван Мелюшко пронес по Красной площади штандарт Карельского фронта.
МАКС АЛЬПЕРТ / ТАСС

Долгим оказался путь молодого офицера к этим событиям. В юности о военной стезе он не мечтал, после десятилетки поступил в горный институт. Но призвали в армию, предложили поступить в московское артиллерийское училище — и Иван согласился. А дальше была война. В ноябре 41-го, когда немецкие армии подходили к Москве, артиллерийский полк, сформированный из курсантов, встал рядом со знаменитой Панфиловской дивизией как последний заслон на пути врага. Это и про них были сказаны знаменитые слова: велика Россия, а отступать некуда… 20-летний сержант Иван Мелюшко был назначен помощником командира взвода связи, не раз под вражеским огнем где ползком, где перебежками тянул провода от передовой к артиллерийским позициям, ликвидировал повреждения. Смелось и отвага юноши были отмечены первой и высокой наградой — орденом Красной Звезды. Оборона Москвы стала для курсантов своего рода государственным экзаменом. Получив лейтенантские «кубики», Ивана Мелюшко отправили на Волховский фронт в артиллерийскую разведку. В документах на награждение очередным орденом — Отечественной войны I степени — отмечено: с целью корректировки огня, выявления скоплений врага и других целей находился в передовых порядках пехоты. В частности, одним из первых шел на врага при прорыве блокады Ленинграда, участвовал и в ее снятии. Не менее храбро сражался офицер и на Карельском фронте, за что награжден еще одним орденом Отечественной войны. Не раз был на волосок от смерти. Но, видать, родился под счастливой звездой, не был даже ранен. 

…После парада Победы Ивана Мелюшко назначили офицером-воспитателем при московском артиллерийском училище для детей погибших на фронте. Однако он просился отпустить в войска и попал, наконец, в Беларусь, оттуда — в Военную академию имени М. Фрунзе. В эти годы Иван Мелюшко еще дважды в парадном расчете академии маршировал по Красной площади. Затем — служба в Брестской крепости, в Гродно. 

— Лишь много лет спустя я узнал, что отец присутствовал при испытаниях ядерной бомбы в Тоцких лагерях, где схлопотал «дозу», слушал лекции Курчатова, — вспоминает Владимир Мелюшко. — Но карьеры сделать не дали. Может, потому, что женился на односельчанке, в годы войны в 16 лет угнанной немцами в Германию?.. 

Владимир Иванович достает написанную от руки справку из соответствующих органов Украины, что его мама Надежда Васильченко была в 1942 году интернирована в Германию, однако компрометирующих ее сведений не выявлено. Иван Захарович сомнениями не мучился. Приехав после войны в родную Днепрокаменку на Украине, он сердцем почувствовал, что ни в чем дивчина не виновата, что и подтвердила вся их совместная жизнь. Кстати, в годы войны при форсировании Днепра в тех местах разгорелись ожесточенные бои, о чем вспоминал маршал Жуков. Отличился в них еще один знаменосец парада Победы Иван Лебедев, впоследствии полковник, с которым семья Мелюшко подружилась в годы службы в Гродно. Такие вот перипетии судьбы… 

— Я тоже очень стремился стать военным, хорошо учился, — рассказывает уже о себе Владимир Иванович. — Ведь рос в офицерской среде, даже дом наш в Гродно стоял напротив штаба армии. Отец во всем поддерживал. Однако у меня внезапно упало зрение. Пришлось пойти на компромисс: избрать стезю военного медика, где требования по здоровью не такие высокие. Отец настоял, чтобы начинал с самых низов. Так после мединститута стал начмедом полка в знаменитой 120-й гвардейской дивизии под Минском. После окончания военно-медицинской академии сменил семь гарнизонов по всему СССР и завершил службу начальником медицинской службы белорусской армии. Но о том, что боевой офицер, я не забывал никогда, отлично стрелял хоть из пистолета, хоть из автомата.

Династию продолжает внук участника парада 1945 года Юрий Мелюшко. Он уже тоже полковник — как дед, и военный медик — как отец. Оба с волнением ждут парада в Москве в честь 75-летия Великой Победы. Тем более что по Красной площади пройдет и рота почетного караула белорусского Министерства обороны.

Полковники Владимир и Юрий Мелюшко с фото своего легендарного отца и деда — участника Парада 1945 года.
ЮРИЙ МОЗОЛЕВСКИЙ

— Как и парад, состоявшийся в Минске 9 мая, это будет хорошая память о всех, кто отстоял нашу общую Родину, — убеждены офицеры. 

…На прощание интересуюсь у Юрия Владимировича, продолжится ли военная династия, династия победителей?

— Я не мыслю себя без армии, — ответил он. — Будет ли думать так же мой сын? Хотелось бы. Но пока ему еще только шесть месяцев…

КСТАТИ

В 2017 году в Гродно был открыт проспект, названный в честь участника парада Победы Героя Советского Союза Ивана Даниловича Лебедева.

bibikov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter