О чем говорит белорусский знак качества

Следим за знаками

В БЕЛАРУСИ объявлена пятилетка качества. Символично, что она стартовала с вручения Государственного знака качества лучшим белорусским товарам. 200 предприятий в здоровом конкурентном состязании доказывали, что их продукция соответствует всем заявленным критериям — безопасности, экологичности, инновационности, технологичности и эстетичности. И после жесткого отбора лишь 17 товаров из 600 удостоились права отмечаться престижным пятиугольником.

Получить Государственный знак качества очень престижно для любого белорусского предприятия.
Фото БЕЛТА

Продовольствие, промтовары для населения, продукция производственно-технического назначения — диапазон первых обладателей знака весьма широк. Для Белорусского автомобильного завода, например, присвоение престижного знака карьерному БЕЛАЗ-7513 стало продолжением традиции. Сегодня эта техника занимает ведущие позиции в рейтинге сильнейших брендов ЕАЭС, а когда-то БЕЛАЗ был первым автомобилем, получившим еще советский знак качества.

Неудивительно, что в числе победителей — продукция в области микроэлектроники, Беларусь активно наращивает компетенции в этой области, в том числе в рамках реализации союзных программ. ОАО «ИНТЕГРАЛ», пожалуй, одно из самых узнаваемых предприятий на постсоветском пространстве, создающее столь востребованные рынком изделия. Удостоенная почетного знака микросхема регулируемого стабилитрона с защитой от воздействия статического электричества — одна из самых массовых в линейке продукции предприятия. Микросхема не уступает мировым аналогам по производительности, надежности, сроку эксплуатации, а также обладает большим экспортным потенциалом.

Но самую многочисленную группу товаров-победителей составляют продовольственные. От знаменитой линейки черного горького шоколада без добавления сахара ОАО «Коммунарка» — до ставших народными «Мясных подушечек» от ОАО «Брестский мясокомбинат». Многие продукты, одержавшие победу, не только ассоциируются со вкусами детства, но и имеют статус национального достояния, как брендовый ржано-пшеничный хлеб «Каравай Придвинья» ОАО «Витебскхлебпром».

У старшего поколения появление белорусского знака качества наверняка ассоциируется с престижным в советские времена пятиугольником, которым клеймили лучшие товары. За право обладать им шла нешуточная борьба, работа над качеством мобилизовывала трудовые коллективы, стимулировала технологическое развитие. На этом фоне активно развивалось рационализаторское движение. В общем, надо было держать марку. Ведь знак качества был действителен всего несколько лет, а затем его требовалось подтверждать снова и снова. Маркировка таким знаком имела эффект не только психологический и служила сигналом покупателю, что товар стоит брать, но и экономический. Наличие клейма предполагало десятипроцентную надбавку к цене и гарантировало повышенный интерес к продукции. Так что причин бороться за звание лучших было достаточно.

А как сейчас? Что дает этот знак производственникам и потребителям их продукции? Заместитель министра промышленности Беларуси Андрей Кузнецов убежден: белорусские товары, получившие знак качества, станут популярными и востребованными на союзном пространстве.

— Это будет узнаваемая продукция, которая пользуется спросом на рынке Российской Федерации и белорусском рынке, — отметил он. — То, что продукт имеет знак качества, позволит нам увеличить долю его присутствия в Союзном государстве.
Белорусские товары с Госзнаком качества будут продвигать на внешние рынки по льготному тарифу
Андрей Кузнецов напомнил, что российский рынок — основной в белорусской статье экспорта. Тем не менее, необходимо активнее осваивать и новые, в числе которых Африка, Латинская Америка и дальняя дуга в целом. Согласно перечню льгот и преференций, который обозначен постановлением Совета Министров Беларуси о порядке присвоения этого знака (оно принято в развитие Указа «О Государственном знаке качества»), тариф на услуги по продвижению отмеченной знаком продукции на эти рынки будет льготным.

В целом же, как пояснили в Государственном комитете по стандартизации, преференции направлены на то, чтобы помочь лучшим белорусским производителям продвигать свою продукцию, говорить и заявлять о себе. Госорганы разместят информацию о них на своих сайтах в интернете, а в магазинах и павильонах товары со знаком качества будут визуально выделены, в том числе с помощью ценников, информационных надписей и других средств. Так что продукция с престижным пятиугольником будет всегда на виду. А покупатель сможет убедиться сам: это настоящее качество!

ARTEAGA@SB.BY
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter