У Анатолия Супрановича из Вязыни разношерстное и разноглазое подсобное хозяйство — самое большое в округе

След мангалицы

Новогоднее настроение посещает любого гостя Вязыни прямо при выходе из маршрутки. Рядом с автобусной остановкой растет красивая ель, словно специально посаженная для любимого праздника. Еще и места вокруг сказочные.

Стоит агрогородок на берегу залива реки Илии, вклинивающейся в Вилейское водохранилище. О прошлом Вязыни узнаешь тоже по прибытии: любопытный взгляд сразу упирается в стенд с подробным описанием исторических перипетий. Кроме особенной планировки бывшего имения потомков самого минского губернатора Викентия Гечан-Гецевича, выстроивших здесь усадьбу в первой половине XIX века, славилось оно многими чудесами.


В былые времена действовало предприятие по изготовлению музыкальных инструментов. В фольварке находился самый старый спиртзавод на территории Беларуси, на камне помечена дата закладки фундамента — 4 мая 1856 года. Пейзажный парк с прудами когда-то вдохновлял художников. Поныне сохранились вековые липы, гладкие вязы и сибирские кедры. Хозяева, а последним владельцем усадьбы был Леон Ипполитович Гецевич (Гячевич), играли в модный тогда теннис. Корт не сохранился, а вот липовая аллея видна и сейчас. К ней вела извилистая дорога от усадебного дома, заканчивалась аллея брамой. Отец Леона Ипполит Константинович Гецевич коллекционировал картины, готическую мебель и фарфор. Но больше оставил след в сельском хозяйстве. Трехпольный севооборот, теплицы с холодным и отапливаемым отсеками, клубничная плантация, самая современная западноевропейская техника, лучшие породы животных (здесь разводили шведских коров и йоркширскую породу свиней)...

С ноября 1939 года деревня вошла в состав БССР. До войны здесь действовали водяная мельница, винокурня, сыроварня, веревочная артель, лесопилка и даже электростанция. При отступлении гитлеровцы сожгли усадебный дом и половину деревни.

В послевоенное время вязынцы восстановили хозяйство. До сих пор о славном колхозном прошлом напоминает дом «Вашингтон». Почему здание так прозвали, местные толком пояснить не могут. Скорее всего, первое многоэтажное жилье в деревне сравнили с заморским.

Есть в округе и своя «долина гейзеров», где не счесть бьющих из-под земли ключей. Сельчане никогда не поливали капусту, так близко подходит к поверхности вода. Экскурсию по окрестностям проводит мой новый знакомый Анатолий Петрович Супранович, возглавлявший общественное объединение «Правопорядок», созданное при МВД, а четыре года назад переехавший в родные места из Минска:

— Я никогда не пою своих лошадей на выпасе — воду сами находят.

Постройки подсобного хозяйства владелец вынес за пределы Вязыни, в опустевшую деревню Лоевщина, чтобы специфические запахи не портили жизнь отдыхающим горожанам, охотно скупившим на берегу Вилейского водохранилища участки, — рядом с его жилым домом только несколько вольеров с фазанами и павлинами, индоутками и просто индюками. Купил усадьбу, где когда-то жил дед Пяюн — певчий церковного хора Федор Павлович Жолнерович. Поставил новый дом, соорудил сараи, навесы, сеновал. Обзавелся трактором, картофельными сажалкой и копалкой, косилкой, граблями. Особая гордость — сечкарня начала прошлого века производства братьев Шапиро.
В Италии из туши мангалицы делают традиционный продукт лардо — самое знаменитое сало в мире, история приготовления которого насчитывает около трех тысяч лет. Получают его путем засолки в мраморных емкостях. Готовый продукт отличается очень нежной кремовой консистенцией, а содержание холестерина в нем на 30—35 процентов меньше, чем в сале других пород свиней. Не менее популярно в наши дни и вяленое свиное мясо хамон, элитные сорта которого готовятся именно из мяса мангалицы.
У Анатолия Петровича страсть к собиранию старых вещей, от отца сохранилась конская упряжь, мало кому знакомые сейчас деспоты — тяжелые оковы с замком для лошадей. Железяки надевали животным на ноги, чтобы не смогли их увести. Раньше ведь коней часто воровали.

Все лето Анатолий Супранович вместе с Андреем Кажурой на смену на своем тракторе помогает местному хозяйству в заготовке кормов. Плату получает зерном, нужным для прокорма большого поголовья.

В день моего визита к Супрановичам приехала молодая семейная пара из агрогородка Лебедево — сговариваться о покупке коня. Муж с женой присмотрели Блюза — лошадь белорусской упряжной породы.

Такие же чудаки, как я. Но молчу, — шутит Анатолий Петрович и дает дельные советы по уходу: — Белорусская упряжная — порода универсальная. К чему приучишь, то и будет делать.


Как известно, в каждой шутке лишь доля шутки: подсобное хозяйство требует много труда и времени. Накормить, а прежде заготовить корма, напоить, почистить боксы и стойла. Правда, Анатолий Петрович управляется за час-полтора:

— Главное, все правильно организовать. Большая часть забот ложится на плечи жены, ведь я еще работаю. А вообще, у нас в агрогородке несколько толковых хозяев живут. У них и дом досмотренный, и усадьба.

Анатолий Петрович показывает свои владения. В стойле кобыла Тайна с удовольствием уплетала чипсы. Две другие и жеребец — Леди, Калифорния и Багдад — паслись. В отсеке для свиней сытый и умиротворенный хряк Гриша породы мангалица венгерская, кучерявый брюнет, напоминающий лохматостью овцу, никак не хотел позировать на камеру. Недавно Григорий стал «отцом», рожала ему деток свинка-иностранка чистых датских кровей породы ландрас и привела сразу 12 помесных поросят. Крепеньких и разноцветных. Венгерцы не боятся холода и голода, но медленно растут. Со скороспелостью и помогают гены ландрасов, получается на выходе то, что нужно для частного подворья. Анатолий Петрович любит экспериментировать и скрещивать разные породы:

— Начинал я с вьетнамских свиней. Посоветовал обратить внимание на мангалицу Александр Борисенок, у которого под Оршей самый большой питомник лаек. С ним лет тридцать знакомы — оба страстные охотники. Объездил пол-Беларуси, но нашел только мешанцев. В Могилевской области купил свинью на 70—80 процентов чистокровную. Потом за 300 долларов в Брянской области приобрел чистопородную свинку. Еще одну подарили. Потом для опытов купил ландрасов и черно-пестрых. Белорусская порода шикарная, считаю, одна из лучших для подсобного хозяйства.


Чистокровную мангалицу вязынский заводчик скрещивал и с вьетнамской породой. Получил, как здесь называют, кармалов с пушистой шубкой. У каждого экспериментального помета были свои преимущества.

О венгерской мангалице можно сказать: «Новое — хорошо забытое старое». Выведены животные в Венгрии в начале ХIХ века путем скрещивания диких свиней с домашними венгерскими. Мангалицы всеядны, выносливы, нетребовательны в уходе, с высоким иммунитетом. Первое время их разводили преимущественно в подсобных хозяйствах при монастырях. Позже мангалица стала основной породой на территории Венгрии и Австрии, особенно в Карпатском регионе. Но затем, с ростом спроса на постную свинину и падением популярности жирного мяса, численность мангалицы сократилась и о ней постепенно забыли. Но за вкусовые качества мяса и свою неприхотливость сегодня эта порода вновь обретает популярность.
Активно восстанавливать поголовье мангалицы начали только в 1994 году. В Венгрии тазобедренная часть этой свинины — важный продукт экспорта, который в основном идет в Испанию для производства хамона.
Порода подразделяется на три основных типа, отличающиеся между собой цветом шерсти и весом: белые — «шелковая», рыжие — «красная» и черные с белым животом — «карпатская ласточка». У всех чистокровок темная кожа вокруг глаз, сосков, копыт, на внутренней части хвоста и главное — темное пятно на нижней части уха. Все типы обладают густой вьющейся шерстью, которая хорошо защищает животных от холода, насекомых и механических повреждений.

Мангалица может давать мраморную свинину при условии свободного передвижения и естественного выпаса. Выгоняет свое стадо в загон и Супранович. Для приготовления деликатесов у жены Анатолия Петровича Светланы есть специальная ветчинница — приспособление, в котором она отжимает еще и сыр из козьего молока.

Каждая особь в личном хозяйстве Супрановича съедает по миске зерновых утром и вечером. Зерно (пригодно всякое, даже отходы) сначала набухает несколько дней в воде. Есть своя мельница, но размалывают фураж только в холодное время года, потому что из-за стоимости электроэнергии это удовольствие дорогое. При кормежке требуется обильное питье. Поросят в хлеву согревает лампа, ну а «взрослому населению» тепло не требуется.

СПРАВКА «СГ»

На территории Вязынского сельсовета 374 домовладения держат свиней, 71 — коров, 28 — коз, 20 — лошадей и только 7 — овец. Молодежь не горит желанием быть «привязанной» к хозяйству даже при высоком доходе от него. Ну а такое биоразнообразие, как у Супрановича, — удел настоящих любителей всего живого.

klimovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter