Снижение числа вакансий и спроса на кадры, собеседование онлайн и прежний топ профессий: меняет ли пандемия тренды на рынке труда?

След коронавируса в трудовой

Пандемия ударила по мировой экономике так сильно, что во многих странах рекорды по безработице за последние годы оказались побиты. В Литве ее уровень, по методологии Международной организации труда, превысил 10 процентов экономически активного населения. В Украине составил почти 10. В государствах Евросоюза — в среднем около 7,5. В нашей стране — 4 процента. Какие тренды принес на отечественный рынок занятости населения COVID-19, что изменилось по другим причинам, чего стоит ожидать в перспективе, корреспонденту «Р» рассказал начальник управления политики занятости Минтруда и соцзащиты Олег Токун.

Средний возраст не занятого в экономике — 37—38 лет.

Предложений от нанимателей стало меньше

— В апреле — мае прошлого года наниматели стали меньше брать на работу, и это понятно: кругом локдауны, непонятно, что будет дальше, все замерли в ожидании,
— отметил Олег Токун. — Число вакансий уменьшилось с 85 000 до 70 000. 

Одна из особенностей пандемичного года — рост объемов вынужденной неполной занятости. Предприятия, чтобы сохранить трудовые коллективы, объявляли простой, сокращали рабочую неделю и время работы, отправляли сотрудников в отпуска по инициативе нанимателя. 

— Это была одна из мер по сохранению трудовых коллективов и недопущению массовых увольнений, — объяснил Олег Токун. — Уровень доходов в это время, понятно, снижается, но благодаря Указу № 178 предприятия получали субсидии для осуществления доплат работникам до минимальной зарплаты. 20 тысяч человек получили такие доплаты. 

Ситуация с ростом вынужденной неполной занятости была характерна только для апреля — мая. К ноябрю — декабрю все показатели вернулись к среднегодовым значениям. 

Популярные профессии и портрет безработного — те же

Вакансий стало меньше, а вот структура предложений от нанимателей не изменилась. Топ наиболее востребованных профессий прежний. Как и раньше, 60 процентов предлагаемых свободных мест — это рабочие профессии. Остается высоким спрос на водителей автомобиля, продавцов, швей, поваров, контролеров-кассиров, слесарей различных направлений. А потребность в медицинских кадрах, причем по всем уровням образования, резко увеличилась. Еще больше стали нужны санитарки, медсестры, врачи. Вырос также спрос на инженеров различных направлений. 

Остался без изменений социально-демографический портрет безработного. Средний возраст не занятого в экономике — 37—38 лет, он имеет профессионально-техническое образование и не работал уже более года. 

Водитель автомобиля — в тренде.

Вместо обращения в службу занятости — онлайн-поиск

Уровень зарегистрированной безработицы за прошлый год — 0,2 процента. Показатель не вырос потому, что в службу занятости люди стали реже обращаться. В апреле — июне — на 20—40 процентов меньше, чем обычно. По мнению Олега Токуна, это «след» пандемии. Боясь заражения инфекцией, люди предпочитали самостоятельно искать предложения через интернет, в том числе пользуясь общереспубликанским банком вакансий, который формируется службами занятости совместно с нанимателями. Банк был весьма востребован — зафиксировано свыше 15 миллионов обращений за прошлый год. 

— Служба занятости и сама создала условия, чтобы люди могли решить вопрос трудоустройства удаленно, и посещать центр было совсем не обязательно, — говорит Олег Токун. — Пришелся весьма кстати такой инструмент, как электронная ярмарка вакансий. Пилотный проект по апробации его провели годом раньше, как оказалось — вовремя. В условиях пандемии за эту форму ухватились и регионы: в стране проведено 370 ярмарок, на которых 2 тысячи нанимателей предложили около 80 тысяч вакансий. Отклик у населения только подтверждает, что электронные ярмарки вакансий мы будем развивать. Тем более если раньше сотрудники службы занятости шли к нанимателю с предложением поучаствовать, то сейчас сами работодатели обращаются в службу занятости с этой целью.

КОМПЕТЕНТНО

Андрей Лобович, первый заместитель министра труда и социальной защиты:

— Ситуация на рынке труда за прошлый год показала, что многие наниматели широко применяли дистанционную форму работы. Сколько таких организаций и предприятий, точными данными мы пока не располагаем, но планируем провести такой анализ. В основном воспользовались удаленкой сектора IT-технологий и финансов. Примечательно, что многие руководители предприятий приняли решение о продолжении дистанционной работы, поскольку убедились на практике, что она позволяет экономить ресурсы на содержание офисов, не теряя в качестве выполнения производственных задач.


В этом году мы намерены внести предложения в Трудовой кодекс по совершенствованию гибких форм занятости, чтобы и наниматели, и работники были более мобильными и могли реализовывать свой потенциал в максимально удобных условиях.

kozlovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter