Любовь Козловская: Легко работать лишь тогда, когда ты сам не работаешь

Слава трудовая, Любовь земная

МАЛО кто сегодня знает, что в годы оные три ордена Трудовой Славы получить было даже в чем-то сложнее, чем звание Героя Социалистического Труда. А все потому, что здесь был важен успех не единичный, а постоянный. Отсюда и цифры: если Золотую заветную звезду получили более 20 тысяч работников, то полными кавалерами ордена Трудовой Славы во всем Советском Союзе стали всего 952 человека. Среди них и жительница агрогородка Озерница Слонимского района Любовь КОЗЛОВСКАЯ. Более тридцати лет она отдала свиноводческой репродуктивной ферме колхоза «Прогресс» (теперь СПК «Драпово»), которую не единожды выводила в лидеры.

ЛЮБОВЬ Петровна, статная, в стильных брюках и черной кофте, с аккуратно уложенными волосами, скорее напоминает аристократку, чем сельчанку, которая свою жизнь связала далеко не с самой романтической профессией. Но затем, после долгого разговора, понимаешь: это от того, что она никогда не опускает руки, живет, как принято в таких случаях говорить, с прямой спиной, гордо поднятой головой и чувством собственного достоинства. Такой человек...

О себе Любовь Петровна говорить не очень любит, да и к повышенному вниманию не привыкла. О высоких наградах, которых и сосчитать с трудом можно, упомянула вскользь. Куда охотнее рассказывает о ферме: как выживали в ветхих постройках, как отстаивали необходимость модернизации и строительства «лагерей», как выстояли в 90-е и приносили прибыль всему хозяйству. И только у меня сформировалась мысль о том, что ой как непросто было хрупкой заведующей фермой тянуть все на своих плечах, Любовь Петровна заключила:

— Легко работать лишь тогда, когда ты сам не работаешь. Раньше не было всех технологий, которыми теперь могут похвастаться СПК, но и не имели таких показателей. Мощность нашей фермы для многих сегодня покажется смешной — 6 тысяч голов приплода в год. Но для того времени даже это сделать было непросто.

В СЛОНИМСКИЙ район Любовь Петровна приехала после окончания Волковысского зооветеринарного техникума. Освоила весьма редкую профессию — «зооветеринар». Признается, что таких специалистов по пальцам можно было пересчитать:

— До нас был лишь один выпуск, а через несколько лет решили закрыть это направление. Слишком долго обучать приходилось — пять лет, как в университете. И хоть работала  в итоге зоотехником, знание ветеринарии выручало не раз.

Кстати, на учебу Люба могла не попасть вовсе — у родителей денег не было даже на покупку велосипеда, чтобы дочка могла ездить за двадцать километров в десятилетнюю школу. Что уж тут говорить о другом районе! Ничего не оставалось, как после окончания семи классов пойти работать в колхоз. Через пять лет молодой работнице предложат получить специальность. А она возьми да откажись на первых порах:

— Долго сомневалась,  в моем возрасте уже замуж девушки выходили, а мне на учебу ехать. Но потом все взвесила и поехала. Не прогадала — в техникуме не только образование получила, но и мужа встретила. Вместе с ним и приехали в Озерницу. Он работал ветеринаром, я же первое время была зоотехником-селекционером, а с 1967 года возглавила ферму.

Две старые ветхие постройки лишь условно можно было назвать фермой. Любовь Петровна вспоминает:

— В районе была специализация — на одной ферме получали приплод, подращивали его до 40 килограммов, а на другой откармливали. Наша относилась к первой группе. Но выходить семисотграммового поросенка и так непросто, а если еще помещения никакие, если с крыши течет и изо всех углов дует – глаз да глаз нужен, чтобы малышню выходить. Поэтому, когда стала завфермой, начала пробивать строительство новых помещений. Понимала, если этого не сделать, пропадем. Инициировала и возведение «лагерей» — навесов с одной открытой стороной. Они не раз нас потом выручали.

Проектная мощность нового комплекса, который появился на месте старых помещений, — шесть тысяч поросят в год. При Любови Козловской их ежегодно здесь получали порядка 13,5 тысячи. Как удавалось достичь такого результата?

— Выручали знания по ветеринарии — пройду по ферме и сразу вижу, какое животное болеет. До меня ветеринарная служба могла проверку провести и ничего неладного не заподозрить, а у меня глаз наметан. Но выше головы все равно не прыгнешь. Многое зависит и от производственных мощностей — 13 тысяч поросят, и разместить ведь где-то надо. Тут и выручали «лагеря». Хотя и с ними повозиться приходилось: если вдруг дождь, бывало, на руках поросят переносили из одного помещения в другое — до нитки вымокнем, но спасем.
За такую преданность работе и прорывные результаты Любовь Козловская получила в 1976 году орден Трудовой Славы третьей степени. Еще бы — ферма колхоза «Прогресс» была в списке лучших во всем СССР, не раз побеждала во Всесоюзном соревновании. За первой наградой последовали и следующие: через шесть лет вручили заведующей фермой орден Трудовой Славы второй степени, еще через шесть — первой. Так Любовь Петровна стала одной из немногих, кому удалось получить звание полного кавалера ордена Трудовой Славы. 

Любовь Петровна не скрывает, что за то время, когда она возглавляла ферму, сменилось немало работников:

— Кто-то искал более высокооплачиваемую работу, кто-то — более простую. Но я бросить «Прогресс» не могла, да и права такого не имела — даже если трудно было, не отступала. Помню, в 70-е начали выпускать свой комбикорм. Мы его даем свиноматкам, рождается приплод, а через две недели погибает. Потеряли так немало поросят, пока разобрались: оказалось, комбикорм некачественный — разрушает печень животных. Но то все рабочие моменты, с ними нужно уметь справляться.

Сложно, даже очень, было и в 90-х годах — развал Союза, полное безденежье. Тогда Любовь Петровна вносит руководству предложение — перейти на закрытый цикл производства.

— Дело в том, что хозяйства поросят у нас забирали, но не рассчитывались. В итоге мы сидели без денег. Я и настояла на том, чтобы реконструировали старые колхозные фермы для откорма поросят. Такая схема спасла все хозяйство — прибыль приносила только наша ферма, поскольку сами смогли сдавать свиней на мясокомбинаты...

НА ЗАСЛУЖЕННЫЙ ОТДЫХ Любовь Петровна ушла в начале 2000-х годов. И хоть технологии шагнули далеко вперед, к ней еще не раз приходили за советом новые работники свиноводческой фермы... 

Мы еще долго разговаривали о былых временах, о том, что не стоит гнаться за наградами, но обязательно нужно отдаваться своему делу. Так делала и она — могла сутки напролет проводить на ферме, выходила на работу и в выходные, и в праздники. После такого рассказа удивительно было узнать, что Любовь Петровна еще и многодетная мама! Практически в одиночку (супруг ушел из жизни рано, когда дети были еще школьниками) воспитала сына и двух дочерей. Теперь уже к бабушке Любе приезжают в гости трое внуков и внучка. 

borisovez@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter