Чем производители заменяют натуральные природные красители?

Сладость не в радость

Пищевые добавки украшают продукт, но губят наши организмы. Сколько и чего съесть, чтобы не было мучительно больно?..

Скажу сразу: тема исследования изначально была несколько другой, хотя и связана с пищевыми продуктами. К ней вернусь, но позже. Пока речь пойдет о случайном личном эксперименте с обыкновенным зефиром. Без сахара и с низкой калорийностью, что, собственно, и подкупило. И никогда бы не подумала, что эти безобидные, казалось бы, сладости могут таить в себе хоть маломальскую, но угрозу. Это не антиреклама, а мой печальный опыт, который, возможно, предостережет кого-то и научит более внимательно читать то, что пишут на упаковках производители.

Перед работой зашла в магазин, увидела новинку фабрики «Красный пищевик» — зефир «Нано фит, 0 % сахара», купила. Через пару часов с удовольствием съела три зефирки с чаем, отметив их особенный вкус и текстуру. А потом начались резкие боли в желудке. Унять их не смогли ни таблетки, ни народные средства. Перебрала в голове все, что ела и пила до обеда. Первым делом подумала про овощное рагу, которое сама приготовила, хотя мысль об отравлении кабачками, баклажаном и морковью с луком несколько смущала. А пугало то, что прочитала об этом состоянии как об одном из симптомов коронавируса. Так или иначе, в себя пришла часам к 10 вечера, а о настоящей причине недомогания узнала на следующий день случайно, когда вернулась к работе над темой.

Меня интересовали пищевые натуральные и синтетические красители, которые применяют производители.


Наугад зашла на сайт «Красного пищевика» и наткнулась на… тот самый зефир. Внимательно прочла состав: «…подсластители: мальтитный сироп, мальтит; пюре яблочное (яблоки, консервант диоксид серы), агент влагоудерживающий сорбит, агент желирующий пектин (стабилизаторы Е452i, Е450iii, Е450i, Е341i; декстроза), пребиотик олигофруктоза, белок яичный; регуляторы кислотности: цитрат натрия 3-замещенный, лимонная кислота; ароматизаторы: ваниль, экстракт ванили. Содержит подсластители. При чрезмерном употреблении могут оказывать слабительное действие». Стоп! Неужели из-за трех зефирок, как говорится, чуть богу душу не отдала? Решила обратиться на предприятие, где начальник управления контроля качества Елена Жлоба рассеяла мои сомнения:

— Слабительное действие (есть такой побочный эффект) оказывают сахарозаменители. Но здесь все сугубо индивидуально: кто-то съест две штуки зефира — и ничего, а у кого-то и от половинки проблема. Особенно это касается тех, кто раньше никогда не употреблял заменители сахара. Так что ситуация с вами понятна.

Да уж, не зефир, а какая-то русская рулетка! А если серьезно, зачем его вообще выпускают? Он же не продается в специальном отделе с пометкой «Опасно», а значит, любая мама покупает его ребенку, абсолютно не предвидя возможных последствий. А тот взял и съел все. Что дальше? Хорошо, если все хорошо, а если нет? А если еще друзья на дне рождения угостились и… Как-то не хочется думать о грустном…

Низкокалорийная линейка сладостей (зефир, мармелад, халва и драже) «Красного пищевика» на рынке около трех лет. Продукция ориентирована на людей, страдающих диабетом и лишним весом, на тех, кто следит за правильным питанием и стройной фигурой. Над рецептурой работали эксперты предприятия и ученые. В составе зефира, например, есть мальтит — пищевая добавка Е965, заменитель сахара, который производят из кукурузного и картофельного крахмала. Его сладость — около 80 процентов по сравнению с обычным сахаром, гликемический индекс ниже, но выше, чем у фруктозы. Калорийность — примерно 2 ккал на грамм, в два раза ниже, чем у простого сахара. Так вот именно мальтит из-за медленного поглощения, попадая в организм человека в чрезмерных дозах, вызывает проблемы с желудком. При этом включен в список разрешенных добавок, используемых в пищевой промышленности, так как не оказывает негативного влияния на здоровье.

Оспаривать мнение специалистов не могу, но и согласиться полностью тоже. Особенно насчет «негативного влияния на здоровье». Не думаю, что мне мои мучения на пользу пошли. И потом, во-первых, многие ли потребители знакомы с мальтитом? Во-вторых, было бы честно на лицевой стороне упаковки сообщить о возможных последствиях большими кричащими буквами, а не маскировать информацию мелким шрифтом. В-третьих, что это за продукт такой, что его нужно есть и бояться? Как узнать, от какой дозы поплохеет? Путем постановки эксперимента на собственном организме? Спасибо, больше не хочу.

— В разработке рецептуры сладостей принимал участие наш отдел, — поясняет начальник отдела кондитерской и масложировой продукции НПЦ НАН Беларуси по продовольствию Валентина Бабодей. — Вы не первая, кто с этим сталкивается. Но кондитерское изделие все-таки сахарное. И в данном случае нам его нужно было чем-то заменить, ведь вкус должен оставаться. При этом важно помнить, что норма потребления любых кондитерских изделий — не более 30 граммов в день. А это, например, одна зефирка, две мармеладки или две конфетки. К сожалению, люди употребляют столько, сколько захочется. Что касается мальтита, то такую реакцию он может вызывать далеко не у всех. Чаще — вздутие живота, что считается естественной реакцией организма после воздействия на микрофлору кишечника. В ближайшее время свяжемся с производителем и будем решать вопрос о том, чтобы они вынесли рекомендацию или предупреждение на лицевую сторону упаковки.

 Вспомнила, как в детстве уплетали конфеты целыми подарочными новогодними коробками и ничего. Но поскольку тогда в них явно не было эритритола, изомальта, лактитола, мальтита, маннитола, сорбитола, ксилитола и всяких прочных мудреных вещей, то за реакцию организма можно было не беспокоиться. Теперь… Надеюсь, мой горький опыт будет для кого-то предостережением.

На недавнем дне рождения товарища гостям подали торт с мастикой, разукрашенный во все цвета радуги. Уминали его за обе щеки, и кто там думал, откуда это буйство красок и насколько они безопасны. Скажем прямо: в их основе отнюдь не натурпродукт, а синтетика, в просторечии — химия. Производители стараются всеми силами создать красоту, чтобы максимально привлечь покупателей. Но в погоне за прибылью все ли помнят о «не навреди»? Да, различных инстанций, призванных следить за этим, у нас много. Качество и безопасность пищевых красителей контролирует даже международная комиссия ВОЗ. Тем не менее врачи утверждают: ущерб здоровью, особенно в детском возрасте, не в малой степени наносит то, что употреб­ляем. И ведь дело не только в хот-догах или гамбургерах.

Вспомнила знакомых, проживших более 90 лет. Что у них было на столе? В довоенном детстве суп из лебеды и крапивы, лепешки из мерзлого картофеля. Потом легче — домашние сало и молочко, овощи, выросшие на земле, удобренной органикой. Со всевозможными «ешками», пищевыми добавками и ароматизаторами, от названий которых голова кругом, они столкнулись гораздо позже. Мама, например, в тертый хрен добавляла свекольный сок, а пасхальные яйца до сих пор многие красят луковой шелухой. Для придания еде и питью, да и одежде, определенного цвета много лет назад использовали выжимки, соки, отвары и вытяжки плодов и семян растений, листьев и коры деревьев. Арсенал домохозяек состоял из моркови, шпината, краснокочанной капусты, свеклы, специй, ягод. Да и людей, думаю, больше привлекал не внешний вид яства, а его вкус. Но с каждым годом, увы, появлялось что-то новое. И неестественно яркое, что притягивало как магнитом. И я сама хорошо помню, как леденцы на палочке, приготовленные дедовским способом из плавленого сахара (его сами разливали в маленькие бумажные кулечки, вставляя в середину любую палочку), уступили в неравной борьбе конфетам и жвачкам в кислотных обертках.

Экологически чистые продукты, в которых полностью отсутствуют добавки, во всех странах стоят немалых денег. К тому же синтетические красители намного проще в использовании, нежели натуральные. С ними меньше мороки, обладают более длительным сроком хранения и не меняют вкус окончательного продукта. Для домашнего и промышленного использования выпускаются в виде порошков, жидкости, гелей, даже фломастеров.

К сожалению, в Беларуси нет института, который бы мог проводить весь комплекс исследований по воздействию пищевых добавок на организм. Этим занимаются разные инстанции. Но одно дело, когда на упаковке прописаны одна или две добавки, другое — когда данный список занимает почти третью ее часть. Уверена, что не все могут вспомнить, что гидрокарбонат натрия — обычная пищевая сода. И если в таком хитросплетении еще можно разобраться, то в остальном…

Знакомлюсь в магазине с составом пирожных отечественного производства: «шоколад белый, миндальный порошок, пудра сахарная, сахар-песок, белок яичный, пюре маракуйи, вода питьевая, крем на растительных маслах с массовой долей жира 26 %: вода, жир растительный, сахар, декстроза, эмульгаторы Е471, Е472b, Е472е; подсластитель Е420, стабилизаторы Е460i, Е466, Е339ii; казеинат натрия, влаго­удерживающий агент Е422, соль, ароматизатор «Ваниль» (идентичный натуральному), какао-масло, красители Е122, Е102; экстракт бересты. Декор: глазурь кондитерская цветная. Содержит красители Е102, Е122, которые могут оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей».

Кроме как «могут оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей», меня смутило вот еще что. На людей с какой остротой зрения рассчитан шрифт на упаковке? Если срок годности и дату выпуска можно прочесть, то для ознакомления с составом нужна лупа. Да, на маленьком плавленом сырке сложно разгуляться. Значит, нужно искать другие способы, чтобы покупатель смог понять, что будет есть. Возможно, какой-то увеличительный экран.

Теперь о «ешках» и прочем. Снова обратилась в НПЦ НАН Беларуси по продовольствию. Старший научный сотрудник отдела технологий кондитерской и масложировой продукции НПЦ НАН Беларуси по продовольствию кандидат технических наук Ксения Гершончик рассказала, что применение пищевых добавок (к ним относятся и красители) при производстве продуктов питания на территории ЕАЭС строго регламентировано техническими, на территории Беларуси — санитарными нормами и правилами, утвержденными Минздравом. В документах установлены требования и к пищевым добавкам, и к их содержанию в пищевой продукции:

— Традиционно красители используются для изготовления карамели, мармелада, зефира, корпусов конфет, кондитерских кремов и начинок. Их добавление в какао-продукты и шоколадные ингредиенты в кондитерских и других изделиях запрещено, за исключением красителей «Золото» и «Серебро», разрешенных для декоративного покрытия шоколада и шоколадных изделий. Могут применяться как натуральные, так и искусственные красители. Первые получают из растительных и животных источников — ягод, цветов, листьев, корнеплодов. Например, антоцианы содержатся в черной смородине, кожице винограда, вишне и окрашивают продукцию от красного до голубого цвета. Каротины — в моркови, куркумины — в корневищах куркумы, лютеины — в люцерне, они придают желтый и оранжевый цвет. Красный цвет обеспечивают бетанины свеклы и кармины, получаемые из насекомых кошенили. Зеленый цвет обуславливает хлорофилл растений. К натуральным красителям относится сахарный колер, который не только окрашивает продукт в коричневый цвет, но и придает ему приятный карамельный привкус. Растительный уголь используют для продукции черного цвета. Искусственные красители в природе не встречаются, их получают синтетическим способом. В основном все используются в мировой промышленности уже десятки лет.

Специалисты кондитерских пред­приятий разрабатывают широкий ассортимент продукции как с натуральными, так и с искусственными красителями. Сложность использования натуральных — нестабильность в технологическом процессе и высокая стоимость. Искусственные позволяют получать интенсивные, стойкие цвета и при этом малочувствительны к условиям технологической переработки и хранения. Все красители — пищевые добавки, поэтому обязательно должны иметь индекс согласно Международной или Европейской цифровой системе. Например, кармин — Е120, тартразин — Е102.

— При покупке кондитерских изделий следует обратить внимание, что ряд искусственных красителей — азорубин, желтый хинолиновый, желтый «солнечный закат», красный очаровательный, понсо и тартразин — может оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей, о чем производитель обязательно должен предупредить на упаковке в виде надписи, — подчеркивает Ксения Николаевна. — Поэтому некоторые производители отдают предпочтение натуральным красителям в детском питании, чтобы подтвердить высокое качество продукции.

Кто сможет ответить, как продукт с чрезмерным количеством консервантов и красителей влияет на организм? Да, за один раз, конечно, ничего не случится. А при длительном употреблении? Что происходит с кишечной микрофлорой и клетками желудка, например? Если мама постоянно покупает ребенку цветные желатинки, леденцы и прочие сладости, будет ли чадо здорово через пару-тройку лет?

В Беларуси не производят пищевые красители — покупают за рубежом. Та же фабрика «Красный пищевик» берет их у белорусских поставщиков, а они привозят из России, Индии и Европы. При этом все пищевые добавки проходят обязательный контроль качества, уверяет Елена Жлоба.

У  медиков на данный счет своя позиция: любые продукты, в составе которых многочисленные пищевые добавки, с индексом Е в том числе, нужно употреблять очень ограниченно. Все требования обоснованы научно, говорит заведующий кафедрой гигиены и медицинской экологии БелМАПО кандидат медицинских наук Елена Гузик:

— Да, определяются допустимые дозировки, коэффициенты запаса, но при этом риск никто не отменял. Соль вредна или полезна? Наверное, в малых дозах безопасна, в больших — угроза для жизни. Всегда и во всем должна быть мера. Даже когда речь идет о полезных белке или жирах. С добавками так: чем их меньше, тем лучше. Мой совет всем потребителям — внимательно читайте маркировку. Другое дело, что из-за мелкого шрифта читать ее невозможно, я сама этим возмущена. Но названий всех пищевых добавок не могут знать даже врачи, потому что их появляется все больше и больше. За культурой питания детей должны следить родители и понимать, что они покупают.

В качестве примера решила расшифровать несколько «ешек» (возвращаясь к упаковке с пирожными, о которых говорила). Итак, Е102 — тартразин. Один из самых дешевых красителей синтетического происхождения, в природе в чистом виде нет, добывается из отходов производства — каменно­угольного дегтя. Обладает высокой степенью аллергенности, при неконтролируемом попадании в организм человека возникает сильная крапивница. Употребление Е102 детьми приводит к ухудшению мозговой деятельности, снижению внимательности на фоне гиперактивности. Долгое время был запрещен во многих странах Европы, однако позже Директивой ЕС 94/36/ЕС запрет снят, в странах СНГ разрешен к применению.

Е122 — кармазин. Синтетический краситель, относящийся к производным каменноугольной смолы. Е155 — синтетический краситель красно-коричневого или шоколадного цвета, смесь угольного дегтя и азокрасителя. Разрешен лишь в некоторых странах, а также в Беларуси. E131 — синий патентованный V. Среди опасных проявлений: нарушение работы органов ЖКТ, аллергии (в частности, экземы и крапивница), а также приступы удушья. Помимо этого, его запрещено употреблять людям с чувствительностью к аспирину. Однако в странах СНГ краситель разрешен к применению. Синтетикой являются и Е152, Е129, Е126, Е142… Есть, конечно, натуральные. Красный цвет дает Е162 (бетанин), получают из свеклы, Е181 — из коры ели, акации и каштана, Е150b — термически обработанная карамель.

Кто отвечает за содержимое красивой упаковки? Заведующий отделом по сертификации продукции РНПЦ гигиены Светлана Афанасьева сообщила: такие товары, как, например, зефир, сертификацию не проходят, а только декларирование соответствия данного вида продукции техническому регламенту и установленным требованиям. Безопасность пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств проверяется в аккредитованных лабораториях, а их несколько. Заявители, в основном это импортеры, сами обращаются в лаборатории и потом, если нет претензий, декларируют. Собственно говоря, они же и несут ответственность за качество и безопасность продукции.
На эту тему можно говорить и спорить долго, у каждого своя правда. И я отнюдь не призываю отказываться от продукции современных производителей. Но каждый сам выбирает: купить ребенку змейку-мармеладку или дать яблоко, закоптить мясо жидким дымом или прибегнуть к старому проверенному способу. Как и то, сколько зефира или мармелада съесть, чтобы не стало мучительно больно за собственную неграмотность и доверие.
chasovitina@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter