“Проблема не с финансированием, а с качественными сценариями”. Режиссер, чья работа получила американскую награду, рассказала о нуждах белорусского кино

Сладкое возвращение Александры

В небогатом на события белорусском кино событие: картина «Сладкое прощание Веры» получила награду на фестивале в Хьюстоне в номинации «Романтические игровые художественные фильмы». Не «Оскар» и не «Золотая пальмовая ветвь», конечно, но хоть что-то. Мы встретились с Александрой Бутор, чтобы узнать, куда пропала режиссер, еще три года назад считавшаяся главной надеждой белорусского кино (не случайно ведь именно ей доверили снимать «Белые Росы. Продолжение»), и радоваться или печалиться американской награде?

Удивительное дело: благодаря американской награде «Сладкое прощание Веры» вышло в прокат второй раз

— Вы, когда снимали этот фильм, говорили, что хотите сделать фестивальное кино. Но в итоге ему так и не удалось поездить по миру. Что у вас сейчас перевешивает: сожаление от этого или все же радость от того, что хоть какая-то награда ему досталась, пусть и спустя два года?

— Я не столько радуюсь награде, сколько приятно, что картину посмотрели американцы. И удивительно, что она им понравилась. Но, конечно, есть сожаление от того, что «Беларусьфильм» упустил этот фильм, имею в виду его фестивальную жизнь. Тогда как раз менялось руководство, он затерялся и никто им не занимался. И только с обновлением маркетингового отдела его подняли с полки и отправили на фестиваль.

Помню, еще на премьере в кинотеатре «Победа» нам все советовали его показывать на фестивалях. Но фильм не моя собственность, я не имею права им распоряжаться. Поэтому вот такая у него судьба. Хотя, если бы мне доверили продвижение своей картины, думаю, она бы попутешествовала значительно больше.

— Чем занимались эти два года?

— После двух картин я очень устала, нашла себе немного другое занятие — открыла свою киношколу. Только сейчас чувствую, что я отдохнула и мне снова хочется снимать кино. Но не как режиссеру, а как продюсеру. За эти два года занятий с ребятами осознала, что хочу попробовать себя в другом качестве. Мне это интересно. Сейчас как раз готовим мой первый продюсерский проект, думаю, осенью его покажем.

— Вы ведь собирались снять фильм «Рядовые» по одноименной пьесе Алексея Дударева...

— Я с самого начала отдавала себе отчет, что с этой темой будет трудно пробиться. У нас уже наелись войной. Я обращалась и в Германию, но там эту тему тоже не захотели трогать. Ну и надо понимать, что хочу снять этот фильм не за три копейки — это дорогой проект. Буду и дальше искать варианты. Сейчас, кстати, переводим его на английский язык. И называться фильм будет не «Рядовые», а «Герой». Алексей Дударев не против, точнее, он даже сам сказал, что наш сценарий получился по мотивам его пьесы и имеет право называться оригинальным произведением. У нас другие имена, изменены события, но остались дударевские характеры.

— Хочу понять: режиссер и автор сценария Александра Бутор спокойно отдаст эту работу другому режиссеру?

— «Героя» — нет. Его я все же хочу снять сама. Что касается малобюджетного кино, то у меня мечта, а точнее, даже цель, чтобы киношкола каждый год летом запускала маленький полнометражный фильм. Я буду продюсировать, а ребята, которые у меня учатся, снимать.

Понимаете, если я буду что-то снимать, то оно должно быть значительно сильнее того, что я уже делала. Чувс-твую, что «Герой» таким как раз и может получиться.

Юозаса БУДРАЙТИСА Александра сняла в двух своих картинах.


— Открытие киношколы — вынужденный шаг, потому что другой работы не было?

— Нет. У меня давно была такая мечта. Начала об этом задумываться еще тогда, когда только клипы снимала. Я человек свободолюбивый, независимый. Хочу сама решать, что снимать и как снимать. Мне много пришлось поработать с разными начальниками, и все это печальный опыт. Сложно иметь дело с людьми, которые плохо разбираются в моей профессии.

— Понимаю, что у вас есть некая обида на «Беларусьфильм», ну а вдруг снова звонок: «Александра, приходите к нам снимать кино!»

— С «Героем» не позовут. По этому поводу у нас был разговор. Но я бы пошла, будь это даже чей-то чужой сценарий. От большого кино глупо отказываться. Тем более у меня есть преимущество — я сама пишу. То есть любой сценарий могу доработать. У меня есть знакомый, который отказался снимать только потому, что был слабый сценарий. Мне этого не понять.

— За белорусским кино следите?

— Стараюсь бывать на всех независимых показах. Интересно смотреть, что ребята делают в альтернативу «Беларусьфильму». Но там тоже все печально. Единственный, кто меня удивил, это Митя Семенов-Алейников. Он был одним из самых ярких студентов актерского факультета нашей академии искусств, потом окончил ВГИК и снял фильм «Одной крови».

— Почему на таких показах нет работ Александры Бутор?

— Пока нечего было показывать. Я только прощупываю ребят, которые у меня учатся. И если честно, не люблю всю эту бумажную фестивальную волокиту. Почему фильм Мити объехал полмира? Потому что он обратился в специальное агентство, которое и продвигало его интересы. И это правильно: режиссеры должны заниматься творчеством, а не быть менеджерами.

— Что думаете по поводу белорусского кино? В чем его главная беда?

— Нет хороших сценаристов. На различных кинотусовках, где я бываю, постоянно обсуждают, что нам не хватает рекламы, хорошего продвижения. Но все не так. Сперва надо профессионально написать сценарий, потом профессионально снять, а потом фильм заберут с руками и ногами и без рекламы. У нас такая проблема: мы варимся в своем котле и не обращаем внимания на то, что происходит в мировом кинематографе. Нам надо учиться, перенимать опыт. Американский оператор Любецки снимает с естественным освещением, безо всяких приборов и получает «Оскар», а мы пригоняем фуру оборудования, а картинка все равно никакая. Мы пытаемся придумать свою технологию, хотя все уже изобретено не нами, надо лишь поинтересоваться, как это делается.

Чем американцев покорило «Сладкое прощание Веры»? Там ведь не было какого-то особого креатива или технических наворотов. Мы просто показали человеческую историю, близкую и интересную каждому. Да, у нашего кино возникают проблемы уже на начальном этапе, кстати, самом дешевом, — написании сценария. Словом, не в деньгах дело.

— Александра, а кто и что, по вашему мнению, может прославить наше кино?

— Простые и недорогие истории: мелодрамы, романтические комедии. Боевики, фантастика, космос — это не про нас, потому что дорого. Посмотрите, чем сейчас цепляет Южная Корея. Они делают простые мелодрамы, которые популярны во всем мире и стоят недорого. Кстати, слышала, что сейчас на «Беларусьфильме» новая политика: вместо фильма за миллион долларов будут снимать пять по двести тысяч. Посмотрим, что получится. В дорогих фильмах ты можешь, например, прикрыться крутым актером и классной графикой, а в «дешевых» обязательно должна быть сценарная «фишка».

stepuro@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter