Почему водители шкловской «Сельхозтехники» ослушались первого секретаря райкома партии. И кто приезжал попариться в местную баню

Сладким будешь – слижут, горьким – не поймут

Почему водители шкловской «Сельхозтехники» ослушались первого секретаря райкома партии. И кто приезжал попариться в местную баню


С 1979 по 1986 год шкловскую «Сельхозтехнику» возглавлял Леонид Цыганков. Узнав, что можно его найти, я не преминул с ним познакомиться. В основном, по его словам, занимались они тогда капремонтом тракторов. Работали на предприятии более 500 человек. А в их числе настоящие мастера своего дела — прессовщик Геннадий Радионов, токарь Григорий Гладун, слесарь Михаил Бедушевский, дефектовщик Геннадий Приходько. И в те времена технологии не стояли на месте. Ведь на смену ДТ-54 пришли современные Т-74, ДТ-75, колесные Т-150 (ХТЗ), и требовалось совершенствовать их производство.  

— В 1981 году на предприятии построили специальные цеха, — вспоминает Леонид Цыганков. — В них мы вторыми в республике (в системе «Белсельхозтехника») освоили стальное точное литье. Производство многих сельхоззапчастей госплан не предусматривал. А мы их смогли отливать. Правда, сначала отправили своих специалистов для учебы на МТЗ. Зато после литья точная обработка детали не требовалась. Заказы поступали со всей республики. 

В «Сельхозтехнике» автопарк — 150 машин — больше, чем на автобазе. Каждая на учете. Грузовая техника тогда была в дефиците, в хозяйствах ее не хватало.

Во время уборочной создавали штаб по перевозке зерна. Агрегаты делили между колхозами. Если комбайн на ремонте, требовали от руководителя хозяйства быстрее вернуть его к жизни, а не справлялся — включали в «черный список». 

Случались и курьезы. Из облсельхозтехники поступило указание — предоставить 12 самосвалов в Бобруйск для вывозки торфа. Леонид Герасимович позвонил председателю райисполкома Владимиру Ярмолицкому, ввел в курс дела. А тот на всякий случай еще раз согласовал с вышестоящим руководством. 


Но первый секретарь райкома партии Вера Костенко, которая в то время находилась в командировке, узнав по возвращении, что управляющий отправил самосвалы в Бобруйск, вызвала Леонида Герасимовича и стала отчитывать. И отдала команду: вернуть грузовики. Пришлось подчиниться. 

А водители отказались возвращаться. В Бобруйске их заинтересовали рублем, да и условия для жизни предоставили комфортные. Вот и решили до конца отбыть командировку. Как поступить руководителю? Пришлось проявить смекалку. 

Троих водителей все-таки удалось уговорить. Леонид Герасимович, пригласив попутно еще нескольких рабочих, взял «возвращенцев» и повез их на показ в райком. 

Водители сразу задали вопрос первому секретарю: почему отозвали? Костенко на это лишь махнула рукой: не ваше дело. И поехала по своим делам. А Цыганков тем временем отправил водителей обратно в Бобруйск. В итоге вся бригада доработала до конца срока — и задание выполнили, и денег заработали.


Леонид Цыганков отлично помнит, как его назначили руководителем «Сельхозтехники»: 

— Утверждал меня на должность председатель Республиканского объединения «Белсельхозтехника» Борис Пожарский. Он дал напутствие: сладким будешь — слижут и проглотят. Горьким — не поймут. Нужна золотая середина. И добавил, что, если первый секретарь захочет с работы снять, то Минск не поможет отстоять. Но если в столице решат уволить — первый секретарь тоже не защитит.

КАК-ТО раз в 1979 году в столовой «Сельхозтехники» отобедал сам первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров. Он прибыл в район во время уборочной — поля посетил, с комбайнерами по душам поговорил. 

— Накрыли стол в банкетном зале для высоких гостей. Но Петр Миронович захотел обедать вместе с рабочими. Сел за стол в общем зале, попросил первое, гуляш с подливкой, картофельное пюре…

Наш повар готовила очень хорошо. Недаром ее наградили орденом Трудового Красного Знамени. Многие высокопоставленные лица хвалили ее блюда, в том числе и Петр Миронович. Особенно ему понравилась картошка.

Раз в год на предприятии проводили республиканский или областной семинар по улучшению качества запчастей. Шкловская «Сельхозтехника» — пример показательный. К тому же здесь одновременно создали условия для рабочих: в каждом цехе душевые кабины, автоматы с газированной водой. Не забывали и о социальной сфере: 

— Построили баню с финским отделением, русской парилкой, бассейном. Даже из Могилева к нам приезжали попариться, благо недалеко. Работала баня четыре дня в неделю и всегда была заполнена. 

Немало строили жилья для механизаторов. Леонид Герасимович вспоминает:

— Устраивались в «Сельхозтехнику» рабочие из деревень. Для них ведь это был шанс не только хорошо заработать, но и квартиру в городе получить. За полтора-два года обычно строили пятиэтажный дом. Больше полугода в очереди не стояли. 

В начале 80-х от «Сельхозтехники» «откололась» «Сельхозхимия». Вместе с ней ушла часть рабочих, спецотделение по работе с колхозами, ей была передана соответствующая материально-техническая база. Но это, как говорится, уже совершенно другая история…

В 1932 году автопарк Шкловской МТС насчитывал 40 тракторов. В 1934-м их было уже 229. В мае 1935-го лучший механизатор Николай Арошенко вспахал 260 гектаров. Не отставала от него и трактористка Хима Боханькова: ее результат 215 гектаров. Оба стали участниками Всебелорусского слета передовиков. В 1938 году тракторная бригада Ипполита ЦИМБАРЕВИЧА (на снимке) выполнила годовое задание на 136 процентов, бригадира неоднократно награждали грамотами и премиями Наркомзема БССР. 


Леонид ЦЫГАНКОВ:

— По рекомендации Пожарского одними из первых в БССР в Шклове организовали мехотряд по уборке зерновых. И отряд показал себя весьма достойно. По этому случаю провели республиканский семинар, где решили создать такие отряды в каждом районе. 

— Тысячу тонн тогда было намолотить очень сложно! И особо сообразительные шли на новшества, — продолжает Леонид Герасимович. — Раньше механизатор ломом выкручивал засоренный молотильный барабан, а теперь установили на комбайне специальное приспособление. Зерно и вовсе научились выгружать на ходу — экономили время. К тому же на каждый комбайн поставили проблесковые маячки, с той поры их и используют. 

Урожайность по нынешним меркам была невысокой — 32—35 центнеров с гектара. Потому и в «тысячники» за весь сезон выбивались 2—3 механизатора. Как правило, те, кто работал, не считаясь со временем. 

В ТЕМУ 

В 1941 году для эвакуации техники в МТС создали специальный отряд. Однако по дороге на восток, под Рославлем, его уничтожили фашисты. За годы войны Шкловскую МТС разграбили и разрушили:  там осталось всего два электромотора, одна паяльная лампа, токарный станок и 26 железных бочек. 

За досрочное выполнение плана весенне-полевых работ 1945 года Шкловской МТС вручили переходящее Красное знамя обкома партии и облисполкома. Народный комиссариат земледелия БССР вручил директору МТС Федоту Лукашенко именные часы. 

С 1958 по 1969 год предприятие возглавлял Адам Волотовский. В то время там построили здание мастерской, где ремонтировали тракторы ДТ-54. 

kovalev@sb.by 

Фото автора и из архива районного историко-краеведческого музея

P.S. Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала руководству Шкловского государственного профессионального лицея.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter