Советы тетушки Елены

Сладкие вишни из детства

Удивительным образом иные картинки из прошлого поселяются в нашей памяти и сопровождают всю жизнь. Многое растворяется, уходит, а они живут и, как говорится, здравствуют. Правда, у этих картинок, как правило, есть помощники. Они бывают разными. В моем случае это вишня, которую добрые строители оставили от сада прежних хозяев, где соорудили большой многоэтажный дом. 

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ
 
Каждую весну наша красавица радует глаз пышным белым цветом. Потом вспыхивают и рдеют ягоды. Заметил, что нетерпеливые птицы не дают им вызреть до конца, но, думаю, дерево на них не в обиде.

Меня же эта вишня отсылает к воспоминаниям детства. В нашем саду росли яблони и сливы. Зато какие вишни были у тетушки Елены, которая жила в километре от нас! Всего четыре. Две с южной стороны, две с западной. Так вот те, что росли с южной стороны, вызревали до черноты и были особенно сладкими. Другие — с легкой и приятной кислинкой. 

Мать отправляла меня в такую пору с ведром к своей сестре за спелыми ягодами и варила варенье. 

Тетушка Лена, которой давно уже нет на свете, сама того не подозревая, научила меня одной житейской премудрости. Суть ее в том, что никогда не следует торопиться давать оценку человеку. Такое впечатление во многих случаях может быть весьма обманчивым. 

Вот и тетушка Лена с виду казалась простоватой женщиной, увязшей в житейских хлопотах. Да и какой ей быть! В семье моей матери было девять детей. Жили в небогатой деревеньке километрах в тридцати от Бобруйска. Четыре брата и пять сестер. Трое из мужчин не вернулись с фронта. Все пятеро сестер потеряли мужей, кто во время войны, кто позже. Вот и тетя Лена растила одна двух сыновей и дочь. Трудилась на железной дороге и всегда старалась заработать лишнюю копейку, чтобы поднять детей. И подняла. Правда, сыновья и взрослыми доставляли немало хлопот и ранили сердце, но она все вытерпела.

Приезжая на велосипеде за вишнями, я забирался повыше, где были самые вкусные ягоды, а тетя Лена стояла внизу и не уставала повторять, чтобы я крепче держался. 

В одно лето мать не пустила меня за ягодами к тете Лене. А все потому, что неподалеку от нашего дома, снимая созревшие плоды, упала с дерева и сломала позвоночник красивая 18-летняя девушка по имени Божена. Это произвело на всех соседей тягостное впечатление. Я все же отправился к тете Лене без ведра и, забравшись поближе к верхушке, ел самые спелые вишни. Вот только сама хозяйка сада уже не наблюдала за мной, стоя под деревом. Тетя Лена заболела. Тяжелые годы сказались. Но и в болезни она оставалась такой же приветливой и доброй, как раньше. Я любовался ею и очень хотел, чтобы она выздоровела.

Минуло много лет, но мне по-прежнему чудятся ласковые слова этой простой белорусской женщины, которая, стоя под деревом, напоминала мне о необходимости держаться крепче. Намного позже до меня дошло, что так не шибко грамотная моя тетушка напутствовала племянника и на другие случаи жизни. Умница!

Затронув такую тему в этих заметках, нельзя не вспомнить и другую мою тетушку, по имени Настя. Она была самой старшей из сестер и выглядела несколько грубоватой. Возможно потому, что ей приходилось досматривать всю остальную малолетнюю компанию. С дядей Володей они жили в маленькой двухкомнатной квартирке в центре города. Мы же обитали на окраине Бобруйска. Когда я приезжал по каким-нибудь делам в центр города, то всегда заходил к тете Насте, которая угощала меня самыми разными еврейскими блюдами. Сама она была чистокровной белоруской, но вокруг жили в основном евреи. Все соседи были дружны.

Эта внешне грубоватая женщина настойчиво учила меня хорошим манерам. Говорила, что быстро есть — это некрасиво. Кашлять можно, говорила она, только прикрыв рот ладошкой. Правильно сморкаться — вообще целое искусство. Как-то мы с приятелем оказались в семье, где нас хорошо угощали. Немного позже я услышал, как хозяйка хвалила мужу моего приятеля:

— Послушай, Сема, этот парень так красиво кушает — залюбуешься.

Мне стало обидно, что меня таким образом как бы унизили. Но эта пожилая еврейка оказалась права. Выходит, что я плохо усвоил наставления своей тетушки Насти. Давно нет в живых и этой моей учительницы, но ее уроки пригодились. Этому учу при случае внуков, которым из-за каких-то своих срочных дел вечно нет времени спокойно поесть.

Примеры с обеими тетушками убеждают меня в том, что никогда не стоит судить о людях на скорую руку. Как правило, первое впечатление бывает обманчивым. Частенько на вид у самых простодушных или даже грубоватых людей может быть богатая и содержательная душа. Внутренний мир каждого человека сложен и многообразен. В нем много неповторимого и затаенного.

Выхожу на балкон и гляжу на вишню с облетающей листвой. Спасибо еще раз строителям, что оставили ее когда-то в живых. Ну а мы уж как-нибудь ее сбережем.

Спасибо и этому прекрасному дереву за то, что не дает мне забыть тетушку Елену, а с ней и других дорогих мне людей.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter