Какой белорусский фильм достоин премии Американской киноакадемии?

Сладкие мечты о дядюшке Оскаре

Пока в России кипят нешуточные страсти вокруг достойной кандидатуры для выдвижения  на премию Американской киноакадемии “Оскар” (если продюсеры фильма “Горько!” не придумают что-нибудь новенькое, отправят все-таки “Левиафан” Андрея Звягинцева), в белорусском кино тишь да благодать. Как будто не было и нет у нас своих достойных картин, не было своих классиков. Мы попросили известных людей пофантазировать на тему: какой белорусский фильм они выдвинули бы на премию “Оскар”?


Татьяна Мархель, народная артистка Беларуси:


— Не задумываясь, послала бы в Лос-Анджелес фильм Виктора Турова “Люди на болоте”. Там крепкие актерские работы, понятные характеры, красивая музыка. Полесскую природу потрясающе снял оператор Дмитрий Зайцев, там есть белорусский дух. Это светлая история нашего писателя Ивана Мележа, воспевающая красоту и чистоту человеческих отношений. К сожалению, время сейчас поменялось, шкала ценностей сместилась в сторону материальных благ, но, мне кажется, универсальный язык этой экранизации был бы понятен американцам.


Владимир Роговцов, заслуженный артист Беларуси:


— Думаю, картина Игоря Добролюбова “Белые росы” точно взяла бы “Оскар”. Она сентиментальна, как “Москва слезам не верит”, рассказывает о понятных вещах и семейных ценностях, о том, как важно сохранить себя в этом неспокойном мире. О корнях, которые есть и у белоруса, и у американца. Из жанровых картин мог бы побороться за награду фильм “В августе 44-го...” Михаила Пташука. Тем более что именно после этой работы на него обратили внимание голливудские продюсеры. Я уверен, если бы не автокатастрофа, Пташук сделал бы серьезную карьеру в Голливуде. 


Василий Коктыш, генеральный директор УП “Киновидеопрокат”:


— Фильм Валерия Рубинчика “Дикая охота короля Стаха” стал для своего времени прорывным. Он был сделан добротно и качественно, с почти голливудской удалью и хорошим вкусом. Это был настоящий креатив для советского кино того времени. Какая там потрясающая работа художника, как точно передан дух эпохи, какие костюмы! Не случайно картина получила столько наград на международных фестивалях. Рубинчик был большим эстетом. Не знаю, что еще можно было бы рассматривать. Я люблю картину “В августе 44-го...”, но награду она вряд ли получила бы. Это добротное жанровое кино, а в Американской киноакадемии все-таки любят психологические драмы. В этом смысле, на мой взгляд, у другой работы Михаила Пташука — “Знак беды” по Василю Быкову — было бы больше шансов.


Наталия Гайда, народная артистка Беларуси:


— Достойный претендент — фильм Виктора Турова “Я родом из детства”. Смотрела его когда-то давным-давно, и с тех пор он стал моей любимой картиной. В фильмах Турова вообще много света, дыхания и какого-то щемящего чувства быстротечности жизни. Жаль, что ни одна из наших современных лент, снятых на “Беларусьфильме”, даже не попыталась претендовать на награду. Хотя бы поучаствовать в предварительном отборе. А может, у нас действительно нет достойных работ? Ведь все-таки такая картина должна быть и высокотехнологичной, с небанальной драматургией. Вообще мне кажется, что главная проблема не только белорусского, но и всего постсоветского кино — отсутствие хороших сценариев. История должна трогать, вдохновлять или даже возмущать, тема и сюжет не должны оставлять равнодушными. 


Олег Сильванович, генеральный директор киностудии “Беларусьфильм”:


— Я считаю, что у фильма “В тумане” Сергея Лозницы, отмеченного на Каннском кинофестивале, в производстве которого принимала активное участие киностудия “Беларусьфильм”, были бы неплохие шансы на получение премии “Оскар”. Вообще вся эта процедура выдвижения на самом деле довольно бюрократична и совершенно лишена романтики, поверьте мне. Существует ряд условий, которые надо выполнять. Там есть свои подковерные игры, свои интриги и продюсерские интересы. 


Валерия Арланова, актриса театра и кино: 


— Если бы существовал детский “Оскар”, несомненно, его взяли бы фильмы Леонида Нечаева. Причем все! Фильм Элема Климова “Иди и смотри”. Та боль и бездна переживаний за Беларусь, ее народ и историю, заложенные в этой картине, пока несравнимы ни с чем. Фильмы Виктора Турова “Через кладбище” и “Я родом из детства” — за эмоциональный и искренний рассказ о детях войны. Фильмы Валерия Рубинчика “Венок сонетов” и “Дикая охота короля Стаха” — за высокохудожественную, эстетически привлекательную подачу национального материала. С детства мне нравится и картина Михаила Пташука “Возьму твою боль”. Очень сильное эмоциональное воздействие.


...Что ж, поскребли по сусекам — оказывается, и нам есть чем гордиться. Может, не все так плохо и рано или поздно о белорусском кино заговорят за океаном?


pepel@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter