Сладкая ягода с кислым привкусом

Почему белорусской черники нет на прилавках гипермаркетов?

Белорусские заготовители с трудом могут разместить витаминную продукцию на прилавках столичных гипермаркетов

Черника — не только обожаемая в народе ягода. Для заготовителей это еще и самый выгодный экспортный товар. Оказывается, в сезон отпусков многие наши соотечественники превращаются в собирателей дикорастущего достояния республики и неплохо на этом зарабатывают. Впрочем, не черникой единой жив собиратель. На Белкоопсоюз приходится примерно половина объема заготовок кисло-сладкой ягоды. Остальное собирает частник — крупные компании или индивидуальные предприниматели. Но если кооператоры оставляют 15 % от объемов сбора внутри страны, на остальных 85 % зарабатывая валюту, то белорусский бизнес даже не рассматривает соотечественников в качестве покупателей, почти подчистую отправляя дикорастущую продукцию за границу.

Начальник управления заготовок Белкоопсоюза Оксана Скиндер вспоминает, что еще в прошлом году говорила о рекордно высоких ценах на чернику. Оказалось, что в сравнении с 2009-м цены нынешнего года подскочили в 2,5 раза. Евросоюз, который охотно закупает белорусскую ягоду, конкурент-частник, спрос и небывалая жара с затоплениями и прочими катаклизмами в соседней Польше позволили «потяжелеть» килограмму черники с 2,2 до 2,5 евро. Внутренний ценник для заготовителей с начала сезона с 3,5 тысячи рублей возрос до 8,5 тысячи. Кроме того, увеличились закупочные цены на красную и черную смородину, малину, грибы. Из-за погодных условий под вопросом урожай брусники.

Прибалтика, Германия, Польша, Франция и Россия отмечают качество и вкус белорусской черники. А специалисты известной фармацевтической компании из Китая выяснили, что отечественная ягода по содержанию микроэлементов превосходит украинскую и отлично подходит для изготовления лекарств, улучшающих зрение. В прошлом году представители Поднебесной закупили пробную партию в 100 тонн и уже высказали заинтересованность в следующей.

Благо найти чернику на прилавках белорусских магазинов несложно. Правда, в любой торговой точке потребкооперации ягода лежит, не пользуясь особым спросом. В райцентрах, а особенно на селе, ее мало кто приобретает. Столичная сеть универсамов «Алми» закупила на свои шесть магазинов 55 кг черники, и покупатель практически не заметил полезный товар. По привычке белорусы ищут ягоду в лесу, на рынке, готовы рисковать, скупая ведра и баночки на трассах, но никак не нести фасованные коробочки из гипермаркета. Может, поэтому ее в столичной сети не было видно, а сегодня сезон подходит к концу.

Увлекшись экспортом, отечественный заготовитель забыл о собственном покупателе — такие упреки сегодня раздаются в адрес Белкоопсоюза. Мол, гипермаркеты обязаны торговать черникой и другими заготовками. Действительно, такой ассортимент должен быть на полках, однако кто мешает ягоде пробиться к покупателю?

— Мы заключили договоры по чернике в столичной сети еще в середине июля, — говорит Оксана Скиндер. — При этом руководство гипермаркетов прекрасно осведомлено о сезонах тех или иных культур, произрастающих в Беларуси. Однако, где закупаются польские яблоки, знают все, а вот откуда можно завезти в магазин чернику – почему-то вызывает вопросы.

В торговой сети потребительской кооперации есть не только черника, но и лисичка, а также весь остальной перечень как замороженной, так и свежей продукции. Замороженный товар массовыми партиями поставляют предприятия из Молодечно, Иванова и Глуска. Последнее работает под торговой маркой «Глусское лукошко» и обеспечивает сразу все регионы Беларуси.

— Почему нельзя найти эту торговую марку в столичной сети, вопрос к руководству гипермаркетов, — говорит Оксана Скиндер. — Вся эта продукция ежегодно выставляется на продовольственной выставке-ярмарке Белэкспо. Широким ассортиментом там представлено все, что заготавливает и перерабатывает Белкоопсоюз: грибы, плодоовощная дикорастущая продукция и продукция переработки. При этом представители гипермаркетов ежегодно посещают наши стенды и берут прайс-листы на продукцию, их заинтересовавшую.

Есть и иная причина. Руководители магазинов прекрасно осведомлены о сезонах сбора черники или лисички, утверждает Оксана Скиндер, однако оптовики не хотят работать со скоропортящейся продукцией. Например, уже упоминавшаяся сеть столичных магазинов оговаривает условия – Белкоопсоюз поставляет ягоду с отсрочкой платежа на 25 банковских дней, в то время как, работая по экспорту, заготовителям сразу делают 100 % предоплату. К тому же всю нереализованную ягоду в магазине необходимо забрать. Между тем она со временем портится и теряет свой товарный вид.

— А теперь посчитаем экономику, — предлагает Оксана Скиндер. — Что выиграем от «катания» по Минску 55 кг ягод при возврате 50 % из розницы? Закупая ягоду по 8 800 рублей, мы будем вынуждены ее переработать по более низкой цене, поскольку нетоварная ягода может использоваться только для производства вина.

Можно предложить мороженую ягоду магазинам, на что тоже всегда высылаются коммерческие предложения, однако там необходимо предоставить скидку. Кроме того, на объем товара, который готовы у нас брать, магазины не дают постоянную заявку. Заказ не сформирован даже на год.

Тяжело пробиться и на рынок российской столицы. Там уже выстроена цепочка, в которой нет места так называемым людям со стороны. Сегодня среди российских городов, куда поставляется продукция Белкоопсоюза, нет Москвы, зато есть Великий Новгород. Туда отвезено около 100 тонн огурцов.

Могилевчане – одни из самых энергичных заготовителей Белкоопсоюза, но даже они отмечают падение объемов закупок черники в нынешнем году.

— К сожалению, в этом году нам не удалось взять планируемые объемы, — говорит зампредседателя правления Могилевского облпотребсоюза Нина Лындова. — В прошлом году мы вели заготовку весь июль, август и даже сентябрь. В этом году из-за жары и отсутствия дождей ягода уже почти спеклась. Если в 2009 году собрано 597 тонн по области, в этом едва заготовим 300 тонн. Зато если раньше средняя цена черники не превышала 3800 рублей, сейчас даже за 8 тысяч народ не спешит сдавать ягоду, при том, что мы возмещаем даже транспортные расходы.

— Нас сегодня обвиняют, что мы не продаем ягоду внутри республики, — добавляет она. — Я изучала цены на чернику на Осиповичской трассе: 9 тысяч рублей и более за килограмм у частников. Покупают эту ягоду в основном минчане и россияне. Наш покупатель с невысокой зарплатой купить за 70—80 тысяч рублей ведро может позволить себе только в самых крайних случаях.

Посчитаем, во что обходится экспорт черники. 2,5 евро, которые платит Евросоюз или Россия, умножаем на 3875 рубля (приблизительный курс евро), получается 9680,5 рубля.

— Как мы сегодня можем закупить ягоду, если ее нужно собрать, заплатить все налоги, зарплату, переработать (заморозить), упаковать? – вопрошает Нина Лындова. — Цикл заморозки плюс зарплата заготовителя и транспортные расходы обойдутся в 8987 рублей. Как мы можем закупить у населения чернику по 9 тысяч, когда нам остается чуть более 680 рублей?

А частник может купить ягоду и за 10 тысяч. Он завезет ее в Россию и продаст за наличку. Чтобы проделать подобное предприятию облпотребсоюза, придется каким-то образом показать реализацию товара. А кроме того, заплатить 20 % НДС, который частника минует. Естественно, его вырученная прибыль на килограмме будет выгодно отличаться от прибыли Белкоопсоюза.

Сегодня перед кооперацией поставлена задача — увеличивать заготовку дикорастущей ягоды и наращивать экспортный потенциал. В прошлом году Могилевская область выполнила задание по экспорту на 3,055 миллиона долларов, в 2010 году необходимо достигнуть 4 миллионов.

Чтобы увеличить количество заготовителей, приглашаем внештатных. Судя по опыту прошлых лет, в пяти районах набрано 140 заготовителей, черникой занималось 98. Ими заготовлено 106 тонн черники или почти 50 % от объема заготовки. В прошлом году эти цифры были значительно выше, вспоминает Нина Лындова. И поясняет: внештатных заготовителей можно заинтересовать рублем. Например, те, кто собрал до 5 тонн черники, получали 200 рублей за каждый килограмм, свыше 5 тонн – 220, свыше 10 тонн – 250 рублей. Если доставка осуществлялась своим транспортом, то еще до 300 рублей платили возмещение.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter