Слабое звено

3 декабря — Международный день инвалидов
3 декабря — Международный день инвалидов

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Днем инвалидов в 1992 году — по предложению России. Язык не поворачивается назвать праздником эту дату. Кто–то из тех, кого она непосредственно касается, вспомнит свой трагический случай (производственную травму, ДТП, неудачное падение или нападение...), перечеркнувший нормальную, полноценную жизнь. Вмиг сделавший здорового человека частично или полностью нетрудоспособным. Многие, увы, таковыми родились. У каждого своя драма, а то и трагедия. Понятно, что день этот провозглашен никак не для торжеств — для напоминания! Здоровые и сильные должны помнить, что вокруг немало людей, нуждающихся в их помощи. Они должны знать, как живут те, кто не может работать, и как работается тем, кому это по силам. Сегодня ограничимся именно этим, поскольку тема, увы, неохватна.

Позвонившая мне женщина представилась Ларисой Дорогавцевой. Она выговаривала слова четко, но очень медленно, с явным усилием. А смысл сказанного был прост: «Помогите нашему предприятию инвалидов! Мы можем остаться без работы».

В августе частное предприятие «Мир красоты» задержало перечисление обязательных налоговых платежей. Его работники по телефону предупредили об этом налоговый орган. Извинились, так как у задержки был серьезный, чрезвычайный повод. Обязались завтра же налоги перечислить. Тем не менее счет предприятия был арестован.

— Вот так жестко с нами обходятся, — сетует Любовь Грамович. В тот день ее, директора предприятия, увезла «скорая». Когда–то в серьезном ДТП женщина получила перелом позвоночника и, как следствие, II группу инвалидности. Может месяцами нормально работать и прекрасно выглядеть, но иногда... вдруг отказывают ноги. Тогда ей нужна срочная помощь. И тогда почти беспомощными остаются работники ее предприятия.

...Едва оправившись от физических страданий после аварии (поднялась после перелома позвоночника, едва ли не заново научилась ходить), Любовь Грамович пережила очередной удар. Для нее, опытного товароведа, нигде не нашлось места. Работодателей отпугивала запись в трудовой книжке: уволена в связи с переходом на инвалидность. Последовал нервный срыв, инсульт...

Тогда она и решилась учредить собственное предприятие. Думала уже не только о себе. Сегодня посетителей ее салона в микрорайоне Сухарево встречает следующая надпись: «Предприятие создано 23 октября 1990 года с целью организации труда инвалидов, оказания помощи инвалидам, сиротам, престарелым, неимущим». Имеется два филиала–парикмахерских: при бане N 1 (это рядом с Домом прессы) и на улице Сухаревской, 24. Причем последняя имеет особый статус — «благотворительная».

Каждый второй вторник здесь проводится день милосердия: людей обслуживают бесплатно. Л.Грамович отдает приглашения в районную организацию Красного Креста, та распространяет их среди престарелых, инвалидов, неимущих. Если нужно, к ним выезжают на дом. При этом парикмахеры и косметологи, в большинстве своем сами инвалиды и люди небогатые, работают бесплатно. Понимая, что кому–то живется еще труднее.

Словом, созданный исключительно энтузиазмом директора «Мир красоты» процветал. Пик благополучия пришелся на 2003 год. Здесь работало более 50 человек, Любовь Грамович уже затевала швейное производство и учебный центр... Предприятие заметили и в Министерстве труда и социальной защиты, подключили к реализации некоторых своих программ. Если кратко, то «Мир красоты» создавал новые рабочие места для инвалидов, а государство компенсировало расходы. Но потом...

«Нам дали копейки, но отобрали миллионы», — сетует директор. С августа нынешнего года Л.Грамович не начисляет себе зарплату. Едва справляется с первоочередными платежами (налоги, аренда...) и начислением зарплаты своим работникам. Увы, уже с задержкой. Директор близка к отчаянию, подумывая даже о закрытии предприятия. Дело, конечно, не в августовском аресте счета: тогда его удалось быстро разблокировать. Накопилась критическая, гибельно опасная для предприятия масса проблем, которые начались в 2003 году.

Тогда (опять же в августе!) вошел в действие Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь». Еще до принятия закона «Мир красоты» был несколько ущемлен. В сравнении, например, с предприятиями, действующими при общественных организациях инвалидов. Для тех страховые отчисления составляли лишь 4,7 процента фонда оплаты труда, а для предприятия Любови Грамович больше 20. Было тяжело, но терпимо. С августа 2003–го «Мир красоты» должен был платить 35 процентов...

Да, ее предприятие — исключительно частное. Поэтому все ее обращения в различные инстанции успеха не имели. Поверьте, читатель, если бы я воспроизвел монолог Любови Грамович — взывающий, страстный, горестный, — он звучал бы убедительнее любой статьи. Но это был бы очень долгий монолог. Вот главное из сказанного женщиной. «Иные инвалиды, найдя работу, готовы стены целовать! Потому что наедине со своим недугом отрезанные от жизни люди замыкаются, ломаются. Бывает, деградируют, спиваются... Только работая, они живут полноценно. И разве государство выиграет от закрытия предприятия? Мы вовсе перестанем платить налоги. Зато людям придется помогать уже из бюджета: опекать, доплачивать... Но мои работники не хотят протягивать руку за подаянием! Они научились быть гордыми!»

Директор поведала несколько житейских историй о своих работниках: каждая уникальна, драматична и... оптимистична. Кто–то получил увечье в аварии, кто–то страдал недугом с детства. Лариса Дорогавцева (она, напомню, обратилась в редакцию за помощью), например, выросла с диагнозом церебральный паралич. Каких сил стоило родителям научить девочку двигаться, ходить... Это и сейчас дается женщине не без труда. Тем не менее в «Мире красоты» она работает... администратором. Пониженные физические возможности компенсирует внутренней энергией и настойчивостью. Как быть ей, если предприятие закроется?

В чиновничьих кабинетах директору приходится выслушивать разные советы. От фактически хамских (не справляешься — закрывайся!), до весьма странных, хотя и доброжелательных. Один из них: перерегистрируйся. Сначала учреди общественную организацию, а при ней — свое предприятие. Тогда, мол, получишь и льготы.

...В Беларуси наиболее известны три общественные организации инвалидов: общество глухих, товарищество инвалидов по зрению и общественная организация «Белорусское общество инвалидов». С Анатолием Никитиным, заместителем председателя правления Белорусского общества глухих, мы разговаривали через сурдопереводчика. Примерно так же общаются со своими работниками руководители подведомственных БелОГ предприятий. Таковых в стране 10 — в каждом областном городе и нескольких крупных райцентрах. Беларусь, став независимой, единственной из бывших республик СССР полностью их сохранила. Они пережили тяжкий период, а сегодня поставляют свою продукцию (современную, высокотехнологичную) на МАЗ, «Атлант», Брестский завод газовой аппаратуры, на экспорт...

«Одна из главных задач нашего общества — трудовая реабилитация инвалидов. Чтобы люди не шли к государству с протянутой рукой, а могли работать. Это вопрос не только и не столько куска хлеба, сколько самореализации. Мы в нашей стране — равные среди равных!»

Анатолий Семенович фактически слово в слово повторил все то, что говорила мне Любовь Грамович. С точностью повторил и ее опасения. Речь идет о том (ходят, мол, такие слухи, пугающие инвалидов), что и общество глухих должно будет платить те самые 35 процентов от фонда оплаты труда. Которые уже почти погубили, разорили предприятие «Мир красоты». Замечу, кстати, что и действующие при БелОГ предприятия тоже имеют статус частных...

«Мы содержим разветвленную инфраструктуру домов культуры и клубов, где более 12 тысяч членов общества могут отдыхать, развлекаться, общаться, — продолжает Анатолий Никитин. — Мы ведем огромную работу по социальной и оздоровительной реабилитации. Источник финансирования один: прибыль наших предприятий. Если введут 35–процентные отчисления, наши предприятия не выживут, лягут. Вся социальная работа остановится. Или ляжет на плечи государства. Мы очень надеемся на мудрость тех, от кого зависит решение дилеммы».

Недавно в редакцию «СБ» поступил по факсу документ. «Уважаемые руководители! Центральная районная организация общества инвалидов г. Минска обращается к Вам за помощью... Долг по аренде помещения, коммунальным платежам и капремонту вырос до 1 млн. 271 тыс. рублей. Нет никакой возможности выплатить работникам (всего 2,5 штатной единицы) зарплату. Хотя ежедневно люди выходят на свои рабочие места и обслуживают инвалидов, которых на учете в организации около 1.000 человек... Заранее благодарны». Следует номер счета и прочие реквизиты. Я позвонил по указанному телефону. Михаил Минакер, председатель правления районной организации общества, пояснил, что отправил 120 таких писем. Откликнулись семь организаций: помогли. Оставляю это без комментария. Статья не претендует на всестороннее исследование. Тяготы бытия инвалидов, производственная специфика, состояние законодательной базы — тема, повторюсь, неохватная. Но даже три адреса, по которым я обратился, показали: помощи ждут везде. Люди, с которыми неласково обошлась природа или жесток был случай, очень надеются, что, по крайней мере, окружение, государство и общество будут к ним и заботливы, и ласковы, и милостивы. Что еще человеку надо?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter