Сквозь призму симулякров

В марте этого года в возрасте 77 лет ушел из жизни Жан Бодрийяр

В марте этого года в возрасте 77 лет ушел из жизни Жан Бодрийяр. Потомок нормандских крестьян, профессор университета в Париже, Бодрийяр был не просто философом-постмодернистом, а одним из наиболее оригинальных мыслителей современности. Именно с его легкой руки в широкий культурный оборот было запущено такое словечко, по сути, философское понятие (идея), принцип познания и действия, как симулякр.

Симулякр – это «копия копии» предмета, во многих случаях ложный, искаженный его образ, который парадоксальным образом может иметь для человека даже большую реальность, чем сам оригинал. Зачастую мы глядим на окружающий мир и «открываем» его для себя именно через призму симулякров. Причем нередко даже не подозревая об этом. 

Несколько лет назад, используя свое любимое понятие в статье, опубликованной в марте 2003 года в газете «Либерасьон», Бодрийяр сумел не столько философски просветить, сколько постмодернистски шокировать не только обывателя, но даже искушенную журналистскую братию рассуждениями о том, что последней войны США с Ираком якобы не было! Конечно, в философском смысле этих слов. Поскольку для Бодрийяра под маской войны с тысячами ее реальных  участников и жертв, десятками тысяч бомб, пуль и снарядов скрывалась на философскую поверку всего лишь якобы война, или война-симулякр. 

Мыслитель достаточно убедительно доказал, что «свою войну», войну-симулякр, американцы до сих пор пытаются навязать всему миру и собственному народу в качестве примера настоящей и оправданной войны. Такой войны, которая, как принято считать находящимися в здравом уме, может преследовать единственную цель — наказать реальное зло. Но Ирак, настаивал Бодрийяр, не являлся носителем реального зла. Поэтому и развязанная против него война является иллюзорной «обманкой», симулякром. 

В отличие от этой войны, событие, произошедшее в США 11 сентября 2001 года, было для философа уже не симулякром, а историческим событием. Оно, по его мнению, имеет даже всемирно-историческое значение, поскольку завершает процесс глобализации рынков, товаров и услуг на символическом уровне, тем самым объединяя в деле борьбы с терроризмом как реальным злом непримиримых в оценках других событий противников. 

Что же касается развязанной американцами войны с Ираком, то, еще не начавшись, она уже была обречена стать бесконечной. Подобного рода война-симулякр – гремучая смесь шантажа и запугивания, которая не имеет перед собой реального противника и фактически направлена против себя самой. Она как виртуальная попытка якобы предотвратить некое зло всегда оставляет другое, реальное зло безнаказанным. Американская война также война-клон. Вот почему, писал Бодрийяр, она в известном смысле означает даже  конец человеческой истории. 

«Почему?» — спросите вы. Ответ философа прост и категоричен. Благодаря таким войнам-иллюзиям настоящие террористы перестают считаться таковыми и уже начинают вызывать сочувствие у своих жертв. А власть, еще вчера бывшая единственно законным, легитимным борцом с террором, сама сегодня превращается в беспринципного и ничем не ограниченного в действиях террориста. Врагом власти, развязывающей (либо готовящейся развязать в ближайшем будущем) подобные войны, становится в конце концов собственное население. 

Возникает вопрос: насколько парадоксальный, на первый взгляд, вывод французского мыслителя обоснован, причем не только философски? Возможно, ответ на него можно найти на улицах многих городов США, заполненных многотысячными антивоенными демонстрациями… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter