Сквозь бури и штормы

В поисках утраченного. Рождественская симфония: православные храмы

Рождество Христово 7 января 1990 года стало знаменательным для прихожан Свято–Николаевской братской церкви Бреста: после долгого перерыва здесь состоялось первое богослужение, и под купола вознеслись радостные благодарные песнопения хоров. Правда, реставрационные работы длились еще не один год, но, как говорится, оно того стоило.

Воложин. Церковь. 1918 г.

А начиналось все в 1885 году, когда православное братство Брест–Литовска возвело свою деревянную церковь. Существует мнение, что храм возник на месте еще более древнего Николаевского собора, в котором в 1596 году принимали Брестскую унию. Но... Как нередко случалось в ту эпоху, пожар не обошел святыню стороной (1895 год), после чего в 1903–м началось строительство нового каменного храма по проекту архитектора И.Плотникова. Средства собирали всем миром, в том числе участники морских сражений русско–японской войны 1904 — 1905 годов — уроженцы Брестчины, небесным покровителем которых является святой Николай Угодник, семьи погибших моряков. Работы завершились в 1906 году. 6 декабря храм освятили.

Минск. Часовня в Александровском сквере (нач. ХХ в.).

Пятикупольная церковь выполнена в русско–византийском стиле, ее образ сравнивают с пятимачтовым кораблем, гордо летящим вперед по волнам. Надо сказать, корабль оказался весьма устойчивым даже в эпоху сильнейших бурь и штормов неспокойного ХХ века. Он успешно прошел через несколько революций, мировых войн, вражеских оккупаций. Однако не устоял в мирное время и почти захлебнулся: в 1961 году власти закрыли церковь, в 1962–м — спилили и сбили с нее все кресты... Тем не менее прекрасный храм–корабль не затонул и продолжил свое освященное веками плавание.

Мир. Часовня. 1920-е годы
Пламя двух мировых войн также пощадило церковь Святых Константина и Елены в Воложине. Строилась она более десяти лет — с 1856 по 1866 год. Освящена 18 июля 1866–го. В 1875 году при храме на пожертвования прихожан содержалась небольшая богадельня. Позже открылась церковно–приходская школа.

Вообще, Воложин — место, намоленное не одной религией. Так, его название хорошо знакомо иудеям без преувеличения всего мира.

История Тупичевского Свято–Духова монастыря в Мстиславле — еще одна яркая иллюстрация духовной инициативы частных лиц. Обитель сформировалась в живописном урочище Тупичевщина, представлявшем собой возвышенный клин земли, отрезанный от города с двух сторон глубокими оврагами ледникового периода, с обширной поймой реки Вихры у подножия. Монахи считали себя «приближенными к небу», «избранниками Божьими» и даже «жителями рая». Неудивительно, что именно здесь чудесным образом явилась икона Матери Божьей. Но не скоро не только города, но и монастыри строятся, тем более с целым комплексом храмов разных эпох и стилей — а Тупичевский был как раз такой. Сначала, в 1641 году, заложили церковь во имя Сошествия Духа Святого. Невероятно, но к началу ХХ века храм еще стоял! В свое время в нем хранились настоящие сокровища — древние иконы, богослужебные предметы, библиотека с уникальными рукописями. Стены святыни были обиты холстом, расписанным сценами из ветхозаветной и новозаветной истории: «Сотворение мира», «Изгнание из рая», «Ноев ковчег»... В 1718 году в обители проживали 14 монахов. После 1873 года монастырь начал приходить в упадок. Его сокровища перевезли в Белыничи. Дальнейшая судьба их неизвестна. Позже обитель возобновлялась как женская. Существовал монастырь до 1918 года. Здания частично разрушены еще в 1930–е годы, горели во время Великой Отечественной войны. Окончательную черную точку поставили в 1950 — 1960–е годы. Печально.

Минск. Кафедральный собор (нач. ХХ в.).
Не сохранился и первоначальный величественный пятикупольный собор Александра Невского в Рогачеве, возведенный в 1886 году. В 1937 году собор использовали как склад — там хранили соль. В 1941 — 1942 годах храм разрушен. Остались лишь воспоминания и открытки, запечатлевшие его прекрасный облик.

Только по старым изображениям можно представить и красоту Петропавловского собора в Минске. Нет, не того, который мы знаем сегодня. О прежнем Петропавловском теперь напоминает воссозданное в Верхнем городе здание церкви Святого Духа (в ней размещается концертный зал). Оригинал возвели в XVII веке на территории тогдашнего Высокого рынка, храм входил в комплекс униатских монастырей. В 1795 году его передали православной церкви. Тогда–то он и стал кафедральным Петропавловским. (Нынешний Свято–Петро–Павловский был Свято–Екатерининской церковью.) В XIX веке собор несколько раз перестраивался, и его вид менялся до неузнаваемости. Еще лет десять — пятнадцать назад казалось, время окончательно стерло не то что следы, но даже память о старом Петропавловском храме. После закрытия в 1930 году в стенах религиозной святыни хранили зерно, а в 1930-е годы она разделила участь многих безвинных жертв политических репрессий и погибла.


Брест. Братская церковь. 1916 г
Вообще, специалисты отмечают, что уже в XVII — XVIII веках центр Минска вполне соответствовал европейским канонам. В 1836 году в городе заложили сквер, получивший название Александровский и ставший любимым местом отдыха горожан. В 1869 году в нем построили небольшую православную часовню (примерно там, где современный вход со стороны проспекта Независимости). Ее архитектурный стиль определялся как эклектика. Но снова–таки — судить теперь можно только по старым фотографиям.

И конечно, нельзя обойти вниманием уникальнейшую жемчужину белорусской культуры и духовности — храмы Спасо–Евфросиниевского монастыря в Полоцке.

В конце XI — начале XII века на его территории высился храм–усыпальница, исторических сведений о котором сохранилось крайне мало. Сегодня можно судить о его уникальном облике только по немногочисленным археологическим находкам и записям в исторических документах. Так, в грамоте короля Речи Посполитой Стефана Батория говорилось о женском игуменском монастыре Святого Спаса, «коего храм, близкий к разрушению еще виднеется над рекою Полотой». Скорее всего, окончательно церковь погибла при сильном пожаре. Возможно, она была освящена в честь Георгия Победоносца.

В отличие от храма–усыпальницы Спасо–Преображенская церковь XII века, самая древняя сохранившаяся монастырская постройка, дошла до наших дней практически в неизменном виде. Благословила зодчего Иоанна на возведение святыни сама преподобная Евфросиния.

Полоцк. Храмы Спасо-Евфросиниевского монастыря (нач. ХХ в.).

23 мая 1893 года заложен Кресто–Воздвиженский собор. В 1920–е годы он был поврежден и пустовал, иконы вывезли еще при эвакуации в 1915 году. В годы Великой Отечественной войны в купол собора попала бомба. На долгое время здесь поселились запустение и разруха. Но в 1988–м по настоятельным просьбам верующих Кресто–Воздвиженский собор передали православной общине, тогда же начались восстановительные работы.

Рогачев. Собор (нач. ХХ в.).

Нельзя не упомянуть о знаменательном событии, произошедшем 4 июня 1910 года, — торжественном принесении мощей святой преподобной Евфросинии из Киево–Печерской лавры в Полоцкую обитель. Это во многом определило дальнейшую судьбу монастыря.

Мстиславль. Тупичевский монастырь (нач. ХХ в.).

Год постройки часовни в Мире (Кореличский район) — 1904–й. Строение входит в известный замковый комплекс и располагается в парке. Архитектор — Роберт Марфельд. Все выглядит и сегодня впечатляюще: красный кирпич стен, красочное мозаичное панно с ликом Иисуса Христа... Вообще, это фамильный храм–усыпальница князей Святополк–Мирских. Возвести его решила жена Николая Ивановича Святополк–Мирского — женщина с интригующим именем Клеопатра. История часовни окутана таинственностью, где есть даже свое привидение — призрак умершей в начале прошлого века 18–летней девушки Софьи Святополк–Мирской. Еще многим кажется, что глаза Иисуса Христа всегда с вниманием устремлены именно на них. Но, наверное, так и должно быть... Мы смотрим друг на друга, а Он смотрит на наши поступки.

likchodedov@mail.ru

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Baron de Kustovnitsa, 71, Kustovnitsa nad Pripiat'iu
Красивые эти православные храмы,жаль что анти-Христ так зверствовал в Беларуси  что почтинечего с этой красоты не осталось. Только разруха, кладбища и...хрущёвки.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?