Скутер в руках недоросля…

ПДД   словно   и   не   писаны для   подростков  на   мопедах

ПДД   словно   и   не   писаны для   подростков  на   мопедах 

На улицах тут и там мелькают юркие мопеды. В Минске уже несколько тысяч модных двухколесников. Скутер лихо рассекает любую автомобильную пробку, без труда может припарковаться между машинами на стоянке. И расход топлива шуточный – полтора-два литра на сотню километров. Находка для мегаполиса. 

Особенно полюбились скутеры подросткам. Жаль, не все из них понимают, какому риску подвергают себя на дороге. Малолетним наездникам не сидится во дворах. Они не боятся выезжать на самые оживленные улицы Минска. И ведут себя безобразно. То и дело норовят повернуть на перекрестке из средней полосы, прошмыгнуть на красный свет, подрезать грузовик или автобус. Однажды при мне один хулиган залетел на скутере в подземный переход и носился там за голубями… 

Правила движения для них будто не писаны. Они могут спросить: а зачем зубрить ПДД? Ведь чтобы управлять скутером, не надо учиться в автошколе, сдавать экзамены. Права не требуются, регистрация не нужна. Сел — и кати. 

Водители юных скутеристов недолюбливают и сторонятся. 

— Недорослям на дорогах не место! – коротко изложил мне свою позицию руководитель клуба столичных байкеров Валерий Буткевич. 

Недавно я участвовал в «прямой линии» на радио с начальником минской ГАИ Дмитрием Корзюком. Поинтересовался и его мнением о малолетних скутеристах. 

— Ничего не имею против, когда за рулем скутера опытный водитель, — сказал он. — Но многие подростки и молодые люди не подготовлены к управлению этим транспортным средством. Путаются в знаках, не соблюдают дистанцию. Так быть не должно. 

Подержанный скутер стоит тысячу долларов и больше. Понятно, на такие деньги школьники легко «раскулачивают» родителей. А те не задумываются, что дарят опасную игрушку (управлять мопедом можно только с 16 лет).  В ГАИ нет отдельной статистики аварийности по скутерам. Но ДТП с их участием не редкость. Автоинспекторы припомнили случай, когда в августе прошлого года в Чашникском районе 11-летний школьник стал жертвой квадрацикла (тоже модная игрушка с моторчиком), подаренного ему родителями. Мальчишке не хватило водительских навыков. Квадрацикл съехал в кювет, перевернулся и придавил водителя собственным весом. 

— Скутеры лишь на первый взгляд могут показаться безопасными, — считает заместитель начальника УГАИ МВД Беларуси Василий Бульбенков. — По нашей информации, более полусотни марок скутеров, импортируемых в Беларусь, имеют объем двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальную скорость более 50 километров в час. То есть фактически по городам колесят мотоциклы, которые выглядят как скутеры, но имеют внушительные динамические характеристики. Их надо регистрировать. В будущем должна стать обязательной регистрация даже мопедов и скутеров с рабочим объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Их водителям будут выдаваться номерные знаки. Эту роль, как и в прежние времена, на себя может взять Белорусское общество автомотолюбителей. 

Все правовые нюансы вокруг скутеров обсуждала недавно Постоянная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров Республики Беларусь, куда входят руководители разных ведомств и общественные деятели. Помимо регистрации, предложено организовать курсы обучения для скутеристов с выдачей удостоверений специальной подкатегории (например, «А1»). И еще одно предложение: обязать водителей мопедов надевать световоз-вращающие жилеты и мотошлемы. Ведь скутерист почти никак не защищен. Даже после небольшого столкновения можно запросто стать калекой. Жилет и шлем – эти атрибуты могут быть распространены и на водителей квадрациклов, и даже на велосипедистов. 

Правда, новшества могут появиться лишь в следующем году. К чему тянуть так долго? В ГАИ объясняют: проблемы за-трагивают разные ведомства. Надо посоветоваться, составить программу обучения, разработать водительские удостоверения. Хлопоты не одного дня. Впрочем, все это не мешает Госавтоинспекции уже сейчас серьезнее относиться к скутеристам, особенно к подросткам на мопедах. Ненормально это, когда тинейджер, возомнив себя крутым байкером, носится наперегонки с машинами по проспекту Независимости. А такое, увы, пока не редкость… 

На снимке: очередная авария со скутером в Минске.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter