Скупой платит дважды

Когда цены ползут вверх это, конечно, неприятно. Но какова природа явления?..

Когда цены ползут вверх это, конечно, неприятно. Но какова природа явления? Как и водится в таких случаях, единственной причины нет. Да, есть объективные мотивы. С одной стороны — проблемы на валютном рынке. Плюс общемировые тенденции. Продовольствие в последние годы растет в цене на всей планете. Причем довольно быстро. Но и субъективный фактор нельзя отметать. Тем более когда складывается устойчивое впечатление, что он здесь во многом определяющий.


Как порой себя ведет продавец? В цену, помимо надбавки, сначала закладывает все затраты. Потом подумал — заложил риски. На прогноз курса на всякий случай набросил еще немножко. Посмотрел вокруг — товар разбирают, только успевай подвозить. Поставил планку еще чуть выше. Спрос не падает. Подвинул еще. И так можно продолжать до бесконечности. Если, конечно, не загрызет совесть... В итоге порой не бизнес, а банальная спекуляция. Которую еще больше подогревает ажиотажный спрос то на один, то на другой товар. Надо ставить точку!


Три с половиной сотни минских магазинов шагнули в этом направлении. Заключили соглашение, устанавливающее максимальный уровень торговой надбавки — 25 процентов. Ведь по закону торговля никак не ограничена в извлечении прибыли. На непродовольственные товары можно сделать надбавку хоть 100%. Если, конечно, найдутся покупатели, готовые платить такие деньги.


В главном управлении потребительского рынка Мингорисполкома уточнили, что «джентльменское соглашение» распространяется на 23 группы непродовольственных товаров. В их числе, например, детская одежда, обои, плитка, цемент, садово–огородный инвентарь. Плюс 18 групп продовольствия — крупа, макароны, рыба, газированная вода, сыры, кондитерские изделия и другие позиции. «Единственный не до конца проработанный, на мой взгляд, момент — это ассортимент продукции с ограниченной торговой надбавкой, — размышляет директор ГУМа Николай Карачун. — К нему следует подойти более избирательно. Вряд ли детская одежда и косметика — это одинаково социально значимые товары».


Первый заместитель генерального директора ТД «На Немиге» Надежда Рыжих убеждена, что соглашение не принесет торговле убытков: «Наоборот, мы стараемся завоевать покупателя меньшей ценой, привлечь его к себе. Покупательский поток у нас достаточно интенсивный, и я думаю, мы и дальше без проблем будем выполнять показатель по товарообороту — 500 — 600 миллионов в день».


Соглашение между столичными магазинами и Мингорисполкомом будет действовать до 31 июля. А что дальше? В главном управлении потребительского рынка Мингорисполкома убеждены, что к этому времени ситуация на валютном рынке наверняка стабилизируется, и необходимость в подобном соглашении отпадет. В крайнем случае, действие документа можно будет продлить.


Что ж, весьма солидный и уважительный подход. Как раз тот случай, который называется социальной ответственностью бизнеса. Это когда коммерсант видит в покупателе не только ходячий кошелек, в который нужно залезть поглубже любым способом. Он в глазах продавца — партнер. С которым лучше долго идти рядом к обоюдному удовольствию. А если обобрать при первом удобном случае — с кем потом сотрудничать?


К слову, о величине надбавки тоже уместно порассуждать. 25 процентов, конечно, не 100. Но и не 7 — 8, которыми вполне довольны торговцы в западных странах. О гешефте в четверть стоимости они могут только мечтать. Так что и здесь, на мой взгляд, еще есть резервы.


Будет правильно, если опыт минской торговли пойдет в регионы. Но это одна сторона вопроса. Логично ждать адекватного партнерского отношения и от покупателя. Дабы он не бегал дикарем по торговым залам и не сметал с полок все, что попадается на глаза. Ведь оглянувшись на финише у кассы, порой сам себя устыдишься. Еще свежи в памяти картинки, когда люди, повинуясь какому–то первобытному инстинкту, скупали то телевизоры, то холодильники, газовые плиты. Знаю, что эти устаревшие модели до сих пор у кого–то пылятся даже нераспакованными... Похожий пример наблюдали совсем недавно. Кинулись было за сахаром. Почти неделю развлекали друг друга бегом с продуктовыми тележками наперегонки. У некоторых наших граждан нынче в кладовках запаса песка чуть ли не на полгода вперед. И что, он исчез из магазинов? Полно. За маслом подсолнечным носились. Но и его по сей день хоть залейся. Да, стало дороже. Но не иссякло ведь, как нашептывалось в слухах. Что там еще было? Уксус? Соль? Производителя какого товара будем радовать в следующий раз резким взлетом спроса?


И вот что особенно удивляет: деньги в кубышках не кончаются. Несмотря на все обильные сахарные, масляные, уксусные и прочие инвестиции. Парадокс. Обескураживает, с каким азартом некоторые люди несут свои честно заработанные тем, кто видит в них лишь легкую наживу. Ведь далеко еще не все вокруг джентльмены. Не каждый торговец находит в себе силы умерить аппетит. Шальные деньги — как наркотик. Чем больше взял, тем больше хочется. И покупатель своим бестолковым поведением еще больше подстегивает спекуляции. В итоге скупой платит дважды. Может, пора поумнеть?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter