Гродненский мастер умеет в старые деревянные чурки вдохнуть новую жизнь

Скульптуры нашего двора

Деревянные скульптуры Василия Булака не претендуют на то, чтобы жить веками. Они лишь на считаные годы становятся несущим позитив атрибутом городских дворов и детских площадок. Но в каждую свою работу столяр УЖРЭП Октябрьского района Гродно вкладывает все свое мастерство и частичку души.

Фото автора

Герои знаменитого фильма «Белые Росы» Федос, Тимофей и их верный пес Валет все еще в Гродно. В микрорайоне Девятовка, где в 1983 году разворачивалась съемочная площадка, появились их деревянные скульптуры. Многие туристы, налюбовавшись городскими достопримечательностями, просят экскурсовода показать им именно это место — небольшой незастроенный многоэтажками пятачок с особой аурой.

Имя скульптора Василия Булака, передавшего в деревянных фигурах образ любимых персонажей, к сожалению, не многим известно. Впрочем, столяр УЖРЭП Октябрьского района Василий Сергеевич на этот счет не очень переживает. Он уже почти десяток лет, не претендуя на славу, создает скульптуры, которые украшают город и радуют людей. Стоит заметить, что за плечами у Булака Минское художественное училище имени Глебова, куда в свое время одаренный выпускник сельской школы поступил, выдержав серьезный конкурс.

— С образами Федоса и Тимофея было все понятно, а вот с Валетом пришлось повозиться. Десятки раз прокручивал фильм, где этот персонаж мелькнул, чтобы уловить его черты. Конечно, я рад, что все получилось, — говорит мастер.

Мы беседуем в окружении деревянных скульптур, разместившихся во дворе предприятия, где он работает. 

— Вот этот зубр — старожил, символ чемпионата мира по хоккею 2014 года, а этот путешественник — последняя работа. Из городских площадок, где выставлялись скульптуры, их сюда переместили на «постоянное место жительства». В каждую душу вложил, — откровенничает Василий Сергеевич, поглаживая бороду двухметрового лесовика.

 Идея создать гродненского путешественника к 890-летию города была позаимствована у российского скульптора Ильи Ставского, автора бронзового «Туриста», установленного в Иркутске. Кстати, стоимость такого памятника-оригинала — свыше двух миллионов российских рублей. Гродненский турист из дерева Василия Булака в подарок родному городу получился, пожалуй, не хуже. 

— Сколько же корпели над такой работой? — спрашиваю у резчика.

— Честно говоря, времени на воплощение идеи было немного, работал с утра до поздней ночи, примерно за 150 часов сделал.
К сожалению, изумительный гродненский путешественник вскоре после праздника из центра Гродно тоже переехал во двор УЖРЭП.

— Век деревянных скульптур под открытым небом недолог — около 8 лет, хотя в помещении они могли бы простоять и до сотни. Я рад, если мои, хотя и недолговечные, у многих людей вызывают добрые чувства.

Вдохновение гродненский резчик по дереву черпает на своей малой родине — в деревне Кореневичи Гродненского района, где остался родительский дом. Здесь он создал мастерскую, собрав по собственным чертежам эксклюзивные станки. 

— Наверное, там у вас весь двор скульптурами уставлен? — интересуюсь у Василия Сергеевича.

— Я тот самый сапожник без сапог. Все, что сделал за эти годы, в городе выставил, до своей деревни пока руки не дошли. Но задумки, конечно, есть, — признается мастер. 

 Художник говорит, что находит творческую гармонию в природе. Для души пишет пейзажи.

Судя по живописной скульптуре рыбака, которая украшает двор УЖРЭП, предполагаю, что в рыбалке Василий Сергеевич тоже знает толк.

— Я этому персонажу завидую, поскольку все еще не нахожу времени, чтобы вдоволь порыбачить. 

Интересуюсь, кто же заметил и поддержал в нем творческую жилку.

— Еще шестиклассником я рисовал портреты классиков для кабинета русского языка и литературы. Поэтому на поступлении в художественное училище настояли учителя и дед, который был известным в округе плотником. После окончания училища получил диплом художника-оформителя, преподавателя черчения и рисования. Педагогом даже не пытался стать — не мое это, выбрал творческую стезю.

Василий Булак работал в районных художественных мастерских, делал панно-барельефы, резал по гипсу, дереву. А в лихие ­90-е, когда в окрестностях Гродно стали расти коттеджные поселки и был востребованным дизайн интерьера, сменил профиль. Позже попробовал открыть ИП — делал двери, окна, лестницы. 

Девять лет назад решил устроиться столяром в УЖРЭП Октябрьского района. А вскоре руководитель предприятия талант заметил и предложил стать резчиком — украсить своими творческими работами городские дворы.

За эти годы руками мастера сделаны десятки скульптур. 
Скульптуры Василия Булака — от сказочных гномов до мультяшных Маши и Медведя — само воплощение добра. А иначе и быть не может, ведь их автор — человек светлой души.
— А с каким деревом работаете? — интересуюсь.

— В основном это тополь, хотя бывают и липа, осина. Мечтаю попробовать лиственницу, но, к сожалению, эта порода не местная.

Материалы для его творчества — это отжившие свой век деревья, которые из-за аварийности убирают в парках и дворах. Только человек творческий способен увидеть, что может получиться даже из обыкновенной чурки. Создавая деревянную скульптуру, мастер должен владеть не только практическими навыками, но и знать законы композиции. Здесь и пригодились Василию Булаку навыки художественного училища. Инструменты скульптора довольно грубые — электропила, топор да набор резцов, а работа тонкая. Мастер раскрывает нюансы. После того как вырежет скульптуру, пропитывает ее антисептиком, затем накладывает тон, дает высохнуть, корректирует и, наконец, покрывает для прочности лаком, который используют для яхт. Только после того как весь процесс пройден, можно и людям показать.

Резные века

Дерево можно считать одним из самых древних скульптурных материалов. Есть исторические свидетельства, что уже в античных Риме и Греции существовали деревянные скульптуры. Они несли не только эстетический, но и сакральный смысл. Искусные мастера использовали древесину кипариса, дуба, кедра, смоковницы, можжевельника. За статуями богов тщательно ухаживали, натирая их воском и ароматическими маслами. 

В дохристианское время из древесины изготавливали фигурки славянских идолов, с принятием христианства в скульптуре стали преобладать библейские мотивы.

В Средние века дерево было главным материалом кораблестроения, а резная скульптура-оберег непременно становилась украшением носа корабля. 

Деревянная скульптура издревле поддавалась редким умельцам, работа это кропотливая и трудоемкая. Современное деревянное зодчество реализуется во многих стилях, а в основе всего — вдохновение мастера. 

semenova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter