Скульптор, который любит музыку

Скульптор, который вряд ли нуждается в особом представлении. Его знает весь Минск. Да что там говорить — вся страна. Владимир Жбанов стал известен как–то в одночасье. После «Дамы на скамейке», «Прикуривающего», «Девочки с зонтиком»...
Скульптор, который вряд ли нуждается в особом представлении. Его знает весь Минск. Да что там говорить — вся страна. Владимир Жбанов стал известен как–то в одночасье. После «Дамы на скамейке», «Прикуривающего», «Девочки с зонтиком»... Во время интервью я всякий раз ловил себя на мысли, что балагур и весельчак Жбанов меньше всего похож на человека, который придает своим скульптурам меланхоличное настроение. Не знаешь, что он выпалит в ответ на простой вопрос. Потом рассмеется и тут же всерьез заговорит об искусстве. А вот его мастерскую так и представлял — с небольшой мансардой, стенами, увешанными семейными фотографиями, и плакатами рок–групп. Рядом легкоузнаваемые мини–скульптуры — эскизы. Фактически здесь создается город будущего. Скульптор, который умеет останавливать время, ответил на 50 вопросов «СБ».

1. Как бы вы сами представили себя читателям?

— Муж жены. Отец троих детей. Гражданин страны. А вообще–то такой же читатель, как и все. Единственное, что отличает меня от других, — профессия. Я скульптор.

2. О чем больше всего мечтали в детстве?

— Шофером стать. В детстве я был помешан на автомобилях. У меня вместо учебников на полке стояли книги о машинах. Когда школьники несли сдавать макулатуру, я выпрашивал у них журналы об автомобилях, вырезал оттуда картинки. Даже все пять дней, что был в детском саду, из пластилина лепил военные машины. Увы, водителем не стал. Как только сел за руль, понял, что не из этой категории. Слишком, наверное, щепетильный. Обидно, что кто–то может покрутить пальцем у виска, дескать, почему на знаки не смотришь.

— А почему только пять дней в детском саду?

— Больше не выдержал детский сад (смеется). Он мне был не нужен. Я рос самодостаточным ребенком. Когда старшему брату становилось скучно сидеть со мной, он подсовывал пластилин и убегал во двор. А для меня лепка была увлекательной игрой. И лет в десять я сделал первое открытие: никто не «ваяет» так, как я! Когда вернулись в Союз из Венгрии, где служил мой отец, познакомился с тремя такими же 12–летними скульпторами. Сразу заметил, что у них совершенно иной подход к миру. Все одинаково делали солдатиков, но я видел фигурки по–другому. Я иначе лепил людей, машины, животных.

3. В каких слабостях не можете себе отказать?

— Хм, слабости... Вот бросил курить лет 15 назад. Начал, как все подростки. Потом пытался отказаться от табака всю жизнь. А однажды поехал с женой в Анапу и оказался в изоляции от курильщиков. Когда вернулся домой, никакие провокации не подействовали, понял, что сигареты мне не нужны. Но самая большая слабость — работа. Я трудоголик. Меня в какой–то момент можно соблазнить аппетитным шашлычком, но работу ни на какие деликатесы не променяю.

4. Чьим мнением больше всего дорожите в своей работе?

— Безусловно, своим. Это самая высокая оценка, которую определяют и совесть, и позерство, и профессионализм. К тому же я не считаю себя авангардистом. Поэтому сравниваю свое творчество с художниками из прошлого.

5. На что вам не жаль потратить миллион?

— Купил бы еще пластилина! А остальное потратил бы на путешествия. Так хочется посмотреть Париж, Рим, Лондон... И «на закуску» съездил бы в Нью–Йорк.

6. Всегда ли вы говорите то, что думаете?

— К сожалению, в последнее время нет. По молодости слыл правдолюбом. Но время учит мудрости. Надо умно распоряжаться своими высказываниями. Задумываться, с кем и о чем говоришь.

7. Оказало ли влияние на ваш характер созвездие, под которым вы родились?

— О да! У меня даже есть свой астролог, который предсказал еще в 1999 году мое будущее на 10 лет вперед.

— И что, совпало?

— Ну вы же видите. На тот момент я вылепил только «Даму на скамейке» и «Прикуривающего». Наступила затяжная пауза после «Девочки с зонтиком». В определенный момент я почувствовал себя невостребованным. Но оракул пообещал: мол, ждите сильного расцвета. Тогда у меня эта фраза вызвала ироничную улыбку. Однако вскоре появился проект Комаровского рынка. Пошла новая волна. Так что я верю в звезды! Но нельзя зацикливаться. Рассматриваю астрологический прогноз как одну из возможных ситуаций, а не как руководство к действию.

8. Когда вы в последний раз хохотали от души?

— Да каждый день! У меня хорошие друзья, и мы не жалеем времени и денег на мобильник, чтобы рассказать какой–нибудь курьез. Иногда звонишь приятелю часов в восемь утра, а он спросонья ворчит: «Ну ты даешь, посмотри на часы». Вместо объяснений рассказываю анекдот. Занавес падает, оба хохочем. Юмор нейтрализует отрицательные эмоции.

9. От кого или от чего устаете больше всего?

— От самого себя. Во мне живут как бы два человека: один я, Владимир Жбанов, а другой внутри. И вот второй иногда говорит: «Слушай, ну–у–у ты меня достал!» И вообще, как я могу винить в своих неурядицах других? Корень неудач — в собственной переоценке. Еще не люблю, когда только хвалят. Лесть сбивает с толку. Не раз проверял знакомых, спрашивал их мнение об откровенно плохой работе. Некоторые осторожно замечали: «Володя, мне это не очень нравится». А другие сыпали комплиментами: «О! Какой класс, потрясающе!» Фу, противно.

10. Что вы чувствуете в обществе молодых людей?

— Их общество для меня — как глоток эликсира. Может, поэтому больше половины моих знакомых — молодежь. Я понимаю их несовершенство и неопытность, но чувствую бодрость и заряд духа. С ними нескучно.

11. Кто ваш самый близкий друг?

— Жена. Со своим удивительным характером Жанна смогла стать мне другом. Мы можем поссориться, но когда речь заходит о деловых отношениях, супруга тотчас меняется и отбрасывает все обиды в сторону. Остальные друзья? Почти все они живут в Минске, и поэтому называть их не буду. Разве что вспомню тех, кто сейчас на расстоянии: однополчанина из Руденска Геннадия Позняка, Сергея и Валентину Балло из Бреста и Александра Дольникова, режиссера из Москвы.

12. Как вы проводите свой отпуск?

— Я неустроенный человек. Завидую людям, у которых получается планировать. У меня, наоборот, все спонтанно. И отпуск тоже что–то случайное, если он вообще есть. Хорошо, что друзья могут вытянуть в Беловежскую пущу. Но не признаю никаких новомодных курортов. От одной мысли, что придется лететь самолетом к пятизвездочным гостиницам, пляжам, становится не по себе. А вот в грозу спрятаться под роскошным дубом, с листьев которого капает прозрачная вода, рядом озерцо, на рыболовном крючке висит плотвичка... Кайф!

13. Что такое, по–вашему, лень, а что — душевный покой?

— Лень — преступление, порок. Как алкоголизм и наркомания. Страшно не люблю лентяев. Мне приходилось с ними сталкиваться. Для лежебоки работа смерти подобна. Я их не понимаю. А душевный покой? Знаете, иногда внезапно останавливаешься и думаешь: так, с детьми все в порядке, деньги в доме есть, ничего не капает, краны работают, машина ездит, жена не болеет. Сам вроде ничего. Все хорошо! Кратковременная пауза, попытка оглянуться, осмыслить прожитое и есть душевный покой.

14. Ваш идеал женщины?

— Как–то обратил внимание, что мне нравятся высокие девушки и непременно чтобы нос был уточкой. В эту категорию я сразу же отнес многих актрис. И жену туда же. Вообще–то у идеальной женщины должно быть красивым лицо.

— Значит, ваша «Дама на скамейке» — идеал?

— Ни в коем случае! В скульптуре вообще нет идеала. Незнакомка — девушка придуманная, мой вызов женской натуре. Характер гордячки, почему я ее и приковал к скамейке. В фигуре я создаю тему, фиксирую застывшее настроение.

15. Чего нельзя прощать даже лучшим друзьям?

— Предательства. Сожалею, что мне приходилось сталкиваться с людьми, которые обманули меня. Увы, друзей потерял, а простить не смог.

16. Чего вам больше всего недостает сегодня?

— Всего недостает. Ведь если не будет цели, мечты, желания, значит, жизнь закончилась.

17. А врагов вы успели нажить?

— Думаю, да. Только не тех врагов, что с топором, а скорее завистников. Знаю, кто мой недоброжелатель, и это успокаивает. Давно устал реагировать на сплетни. Не надо думать о врагах, лучше о них забыть.

18. Можете вспомнить ваш самый смелый поступок?

— В жизни? (Задумался.) Боюсь хвастаться, их столько много было (засмеялся). Ну вот, пожалуй, случай из юношества. На одной из молодежных тусовок кто–то предложил моему другу уколоться. Я товарища стал отговаривать. Бесполезно! Ничего не оставалось, как выбить из его руки шприц. Эта неприятная история чуть было не закончилась плохо. Мне хотели предъявить счет за дозу морфия. Все обошлось. Когда мы вышли из подъезда, друг бросился благодарить. Быть может, мой поступок остановил человека от наркомании...

19. Помните ли вы свое детское прозвище?

— А ён усё лепiць. Так прозвал меня одноклассник. Единственная детская кличка, которую запомнил. А в армии звали Батей.

20. Кем бы вы стали, появись возможность начать все сначала?

— Хотел стать актером. Как–то поделился мечтой со знакомым профессором–театроведом. В ответ он положил мне руку на плечо и издевательски протянул: тю–ю–юз. Если серьезно, то хотел бы попробовать себя в качестве режиссера. Я буквально помешан на кинематографе. В институте сбегал с лекций, по 20 — 30 раз смотрел одни и те же фильмы. Кино — великая иллюзия, которая меня сформировала. По сути, любой художник — режиссер, да и все мое творчество — киношно–кукольное.

21. Вы заядлый меломан. А под какую музыку создаете свои произведения?

— В основном слушаю ностальгические произведения из 70 — 80–х годов. Самое сильное впечатление — это классический рок, начиная от «битлов» до «Дип папл». Люблю эстрадную музыку — Тухманова, Таривердиева, Догу. Заслушиваюсь мелодиями из кино, которые вызывают ассоциации с фильмами. У меня хорошая аппаратура, а в коллекции больше двух тысяч дисков. Музыка завораживает, отвлекает от городской суеты, помогает создавать образы. Обычно наглухо закрываю двери, включаю качественный звук и балдею.

22. Какие книги, по–вашему, нужно прочесть всем?

— Классику. Повезло в юности, попались хорошие люди, которые давали дельные советы. Так я услышал Чайковского, Моцарта, прочитал Достоевского, Чехова. Нынешней молодежи не хватает учителей, которые бы могли советовать по жизни.

23. Хорошо ли вы знаете свою родословную?

— Плохо. И очень жалею. Попытался три года назад восстановить справедливость, проехался по родительским местам. По линии отца узнал предков до четвертого колена. Оказывается, мои прадеды жили под Пензой, занимались керамикой, лепили кувшины. Отсюда, скорее всего, и пошла фамилия — Жбан, Жбанов. Не исключаю, умение лепить досталось мне по наследству. Генетики говорят, что творческие способности передаются через шесть колен.

24. Какой самый счастливый день в вашей жизни?

— День рождения (смеется)...

25. Приходилось ли вам переживать тяжелые времена?

— Конечно. Это «Афган», мои операции, у меня ведь два протеза стоят на ногах, неудачный первый брак. Особенно тяжело переживал смерть матери. Она верила в меня, несмотря ни на что. Самое обидное, что так и не дождалась признания.

26. Какая загадка жизни занимает вас больше всего?

— Когда же они прилетят?!! (Смеется.)

— Кто они? НЛО?

— Ну да. Я верю во внеземные цивилизации... Шутка!

27. У кого конкретно и что именно вы спросили бы в первую очередь, будь у вас возможность пообщаться с самыми интересными личностями нашего времени?

— Хотел бы поговорить с Президентом. О чем? Это деликатный вопрос. Могу только намекнуть: разговор пошел бы об искусстве. Очень хочу повстречаться с Виталием Вульфом. Даже запланировал поехать к нему и непременно добиться аудиенции.

28. Есть ли у вас любимое занятие, помимо основного рода деятельности?

— Рыбалка. Знаете, есть такие рыбаки в доску, с которыми на природе забываешь обо всем на свете. Больше всего я тащусь от их жадности. Не дай бог у тебя клюнет на один раз больше, а если еще поймаешь чего–нибудь... На лице играет вся гамма чувств! Сам попал в такую ситуацию. Хотя я потомственный рыбак, но однажды жена меня «переловила». На мою удочку даже не клевало, а супруга вытаскивала рыбу за рыбой. И еще капризничала: «Червяки вонючие, я их брать в руки не буду...» А у меня все срывалось и срывалось. Ух, как это бесит! Рыбалка — это адреналин.

29. Как часто и по какому поводу бываете недовольны собой?

— По поводу неудач. Когда желаемое по не зависящим от тебя обстоятельствам не совпадает с действительным. Такое случается время от времени. Знаете, как раньше бывало. Станешь в магазине за сосисками, а тебе орут из–за прилавка: очередь не занимать!

30. Верите ли вы в изречение: «Все, что ни делается, все к лучшему»?

— Да, верю. Начнешь вмешиваться, торопить события — жди подвоха. Иногда надо ослабить удила и посмотреть, куда выведет лошадь.

31. Летаете ли вы во сне?

— Последний полет был давно. Хотя раньше очень часто «парил». Знаю одного художника, который до сих пор летает во сне. У меня, напротив, с полетами как–то не очень. Может, билет купить?

32. Когда у вас плохое настроение, что вы делаете?

— Сквернословлю. Конечно, не хотелось бы передавать плохое настроение близким. Но и скрывать его — не выход. Лучше не держать в себе, а выплеснуть негативные эмоции. Пока три–четыре слова не выскажу вслух, легче не станет.

33. Вы часто пишете письма?

— Раньше много писал. Своей будущей жене из армии триста писем прислал. Однажды пошутил не очень удачно: вложил в конверт газетную вырезку с заголовком «А дома ждет другая». Она подумала, что это проделки цензуры и прислала гневный ответ... Сейчас некому писать. Все друзья рядом. А жаль. Считаю, что любое письмо — произведение. На бумаге человек выражает мысли душевнее.

34. Верите ли вы в лучшее будущее наших детей?

— А как не верить! Я считаю, что сейчас жить намного интереснее, чем раньше. То девчонка на детском «Евровидении» победит, то в Нью–Йорке школьницу признают самой красивой, то спортсмены что–нибудь выиграют. А посмотрите, как города изменились!

35. Вы изображаете людей старомодных, из прошлого. Это дань моде или истории?

— Это дань моим капризам. Делаю то, что хочу. Не рассуждаю, что важнее и приоритетнее. Вон корова стоит (показывает на эскиз скульптуры задумчивой буренки). Она из какого века? Я играю, как в детстве играл в солдатиков. Мне нравятся фалды у «Фотографа» и старинный фотоаппарат. Вот я их и леплю (обводит широким жестом эскизы). Рядом мальчик, мечтающий стать генералом. Поодаль «Художник» неизвестно какого времени. Вон из леса, вообще, вышла девчонка. Что впечатляет, то я и делаю.

36. Что бы вы сказали вандалам, которые уродуют ваши работы?

— Пригласил бы в мастерскую. А потом спросил, зачем они громят мои скульптуры.

37. В собственной мастерской вы как–то решили поставить пьесу. Вы вообще авантюрный человек?

— У меня вся жизнь — сплошная авантюра со знаком плюс. Бесшабашность для меня привлекательна. Ведь это предприимчивость, неожиданный поворот событий.

38. Не боитесь обвинений в поп–культуре?

— А я к этому готов и даже подпишусь под этим. Я совершенный современник поп–культуры. Да, Владимир Жбанов не придумал стиля парковой скульптуры, хотя продолжил его, но на другом уровне. Как ни крути, авторство бабки с семечками у Комаровского рынка Олега Куприянова ошибочно причисляют мне.

39. Ваш «Почтальон» — с велосипедом. А на чем сами ездите?

— Жена возит. У меня даже прав нет. Кстати, велосипед всю жизнь был любимым видом транспорта. Одно время дружил с классным велогонщиком Геннадием Скабицким. Да–а–а, было времечко... Два года с Генкой мы носились по кольцевой на великах. Увы, сейчас уже здоровье мне не позволяет. А Скабицкий и по сей день гоняет, несмотря на свои 60 лет.

40. Как–то вы обмолвились, что хотели бы вернуться в первобытнообщинный строй с его натуральным обменом. Какого отношения к скульптору ждете от современного общества?

— Большей востребованности. Сейчас редко покупают скульптуры. К сожалению. В то же время туристы со всего мира съезжаются в Париж, чтобы взглянуть на Эйфелеву башню и «Джоконду». Эти произведения несут бешеную энергетику. А повседневные вещи, которые приобретает человек, — временные. Они рано или поздно изнашиваются и оказываются в мусорном ведре.

41. А как вы зазываете вдохновение? И где ищете образы для своих работ?

— Я тот самый инженер, который вечно что–то разрабатывает. Внезапно появляется желание, которое хочется реализовать. Подсказкой может послужить газетная заметка, городской пейзаж, необычный прохожий. Все, что угодно. Идея как бы попадает в запасник и лежит, пока не созреет. Вот, например, появилась ратуша в Минске. По радио сказали, что там собираются установить скульптуру. Я тотчас помчался туда, и фантазия дорисовала лошадей и кибитку с открытой дверью. Представьте картину. Приехал губернатор и пошел на заседание, а кибитка его дожидается. Позвонил архитектору Юрию Градову. Он сразу поддержал идею, только поправил: не кибитка, а экипаж с открытым верхом, чтобы прохожие могли присесть и сфотографироваться.

42. Как бы вы хотели, чтобы прохожие реагировали на ваши скульптуры?

— Пусть мои работы привлекают внимание. Эти скульптуры предполагают участие людей. «Даму на скамейке», например, можно приобнять. На «Лошадь» любят взбираться верхом дети. На велосипед «Почтальона» так и хочется присесть, там для удобства даже педали сделаны. Ну, с «Фотографом», ясное дело, — сфотографироваться, а с «Банщиком» — поздороваться.

43. У вас художественная, если так можно сказать, семья. Это обстоятельство не мешает в работе?

— Нет, вы что! Для меня это большая радость. Жена помогает с компьютерным дизайном. Старший сын учится на дизайнера в Белорусской государственной академии искусств, дочь Дарья заканчивает режиссуру там же. А младшая дочь Мария учится на визажиста в колледже. Меня никто по блату не устраивал, и я принципиально детям не помогаю. Они сами сделали свой выбор.

44. Работы, выставленные в Минске, — верхушка айсберга. Ваши скульптуры есть и в других городах, некоторые работы еще не окончены...

— Считаю, что моя лучшая работа выставлена в Могилеве — это «Звездочет». Интересная история получилась с «Поручиком Ржевским». Как–то мне позвонил белорусский ученый и рассказал, что мэрия Павлограда хочет установить скульптуру Ржевского. А у меня как раз пылится готовый поручик. Теперь эта скульптура — один из символов Павлограда. Копии «Фотографа» и «Дамы с собачкой» установлены в Подмосковье. В Дюссельдорфе на центральной улице красуется точная копия «Дамы на скамейке». А вот — милая соблазнительница, которая только что вышла из леса в шкурах с фонариком. Я зову ее «Завирушкой». Может, когда–то будет стоять около ресторана в Силичах. Рядом будущий генерал — мальчик, надевший отцовский генеральский мундир. Как бы здорово он смотрелся около суворовского училища! Эскиз этой работы, кстати, подарили генералу Борису Громову. Скульптуре Олега Янковского в роли Мюнхгаузена, по–моему, самое место около Дома кино. А в здании Комаровского рынка я предлагал установить «Самовар». Во главе всего — чайник, около него — посуда разных национальностей: рог, граненый стакан, чашка, пиала, кувшинчик. По задумке, из него должен бить фонтанчик. Увы, проект не поддержали. Идей много, и очень жаль, что не могу все воплотить в жизнь.

45. Дорого ли нынче обходятся услуги натурщиков?

— Мне никто не позирует. А если и пользуюсь услугами натурщиков, то очень редко, когда надо лепить обнаженные части тела. Почему? Натура оказывается сильнее, и работа превращается в банальное копирование. Когда художник придумывает, он отбрасывает лишнее, остается только суть.

46. Судя по всему, у вас отличное чувство юмора. Любите пошутить?

— Друзья знают, что у меня оригинальные шутки. Особенно на первое апреля. Как–то разыграл одного товарища. Был расцвет фирм–однодневок. И я попросил приятеля, чтобы он позвонил знакомому и с польским акцентом предложил перевести на его счет 30 тысяч немецких марок. Назначили встречу около магазина, «поляк» сказал, что приедет на белом «Форде». Товарищ стоял несколько часов, ловил все «Форды» подряд. Ему крутили у виска. Потом, когда понял, что его разыграли, жутко обиделся.

47. А дерзкие предложения вам поступали?

— По жизни — да. Как–то предлагали замуж.

— В смысле?

— Женщина пред
лагала круто поменять судьбу. Обещала и мастерскую, и большие деньги — только женись. Я сказал, что люблю другую. А в творчестве были глупые предложения. Иногда неприлично низко оценивают работу. Но никаких гадостей мне не заказывали. Видели, кто я, и экспериментировать желания не возникало.

48. Можете представить, что в один день скульптура перестанет нравиться вам?

— Нет, это исключено. И не подлежит никакому обсуждению. Я даже попрошу супругу в последний путь положить со мной кусок пластилина. Может, проснусь, начну что–нибудь лепить на том свете (смеется).

49. Известность к вам пришла в конце 90–х, хотя скульптурой вы занимались всю жизнь. Насколько сложным был путь к успеху?

— Уже в студенческие годы я определился, чем буду заниматься. Все время лепил и был готов стать когда–то известным. Под Гомелем есть архитектурный ансамбль в честь героев Великой Отечественной войны, который я делал в соавторстве с Александром Лыщиком. А в Светлогорске, Витебске и Глубоком установлены мои памятники погибшим «афганцам». Еще я вылепил герб для здания Национального банка. Эмблемы–картуши на стадионе «Динамо» тоже моих рук дело. Но первый успех принесла «Дама на скамейке». Это прозвучало иначе, неординарно. Я удачно попал в контекст.

50. Вопрос, который вы хотели бы задать себе сами. И ваш ответ...

— Когда я перестану делать ошибки? Наверное, после того, как стану очень серьезно задумываться над этим...

На снимке: Владимир Жбанов с дочерьми.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter