Скучающие миллионеры едут на Северный полюс

Дана Липова (Dana Lipová). Reflex, Чехия
Сегодня турист может отправиться куда угодно — даже на Северный полюс. Такое путешествие без посредников вам могут предложить только два туристических агентства в мире. Неважно, сколько вам лет, и в какой вы физической форме. Главное — количество денег на вашем банковском счете. Если их достаточно, то атомный ледокол безопасно и комфортно доставит вас в конец света, и вам не придется предпринимать никаких особенных усилий.
РИА Новости, Валерий Мельников

Оба турагентства, которые продают путевки на полюс (российское и американское), отправляют туда своих клиентов на ледоколе «Ямал». Его предоставляет Мурманское морское пароходство. Два турагентства почти не различаются по цене и качеству предлагаемых услуг, но предлагают поездку на полюс в разное время. Если вы хотите увидеть громады толстого льда и капризы плохой полярной погоды, то есть посмотреть на ледокол в действии, то поезжайте в июле, купив тур у американцев. А если вы предпочитаете любоваться арктической природой, наслаждаться солнцем и высаживаться на окрестные острова, то воспользуйтесь услугами российского агентства в августе. В другие месяцы ледокол в рейс не отправляется. Все остальное время в году «Ямал» служит, как и все другие рабочие ледоколы. Тогда на полюс вы можете добраться на собаках, лыжах, вертолете и снегоступах.

Сохранить баланс


Туристы поднимаются на борт на мурманской верфи — там, где «Ямал» только что прошел ежегодную проверку. Ледокол проходит капремонт каждый год, потому что безопасность на атомном ледоколе всегда стоит на первом месте. На верфи строго запрещено фотографировать и снимать видео.

Неотъемлемой частью экипажа является корабельная охрана, вооруженная автоматами. Если спросить начальника охраны, зачем он на корабле — чтобы охранять атомный ледокол от туристов или чтобы туристов защищать от белых медведей — он только рассмеется.

«Ямал» отправился в путь 26 июня около 16.00, когда уровень воды из-за прилива был максимально высоким. Это необходимо ледоколу для того, чтобы покинуть мурманский причал. В первый день везде — одна вода, небольшие льдины начали появляться только на второй день. Хотя море было спокойное, корабль очень качало, и большинство туристов страдало от морской болезни. Коридоры с каютами туристов обрамляли бумажные пакеты, открытые и прикрепленные к ограждению через каждые два метра. Палубный доктор обещал, что, когда корабль достигнет границы льдов, качка прекратится.

На следующий день ледокол преодолел первое ледяное поле, и слова доктора подтвердились: корабль действительно перестало качать. Но вместо этого его потряхивало, причем постоянно и непредсказуемо. Если из-за морской болезни туристы просто не могли есть, то теперь даже ходить было трудно. Туристам пришлось привыкнуть к тому, что каждый шаг может стать шагом в пустоту. За секунду пол под вами может опуститься на пару метров (это происходит, когда лед под ледоколом проламывается, и дно корабля на минуту сравнивается с уровнем воды). С учетом того факта, что средний возраст туристов — приблизительно 50 лет, экипажу предписано развивать небольшую скорость. Чем она больше, тем больше корабль трясет, и тем больше вероятность получить травму. А американское агентство крайне негативно относится к сломанным конечностям туристов. Несмотря на все меры, вечером доктор осмотрел одного туриста с поврежденной рукой. К счастью, это была первая и последняя травма в этой экспедиции.

За следующие два дня, к собственному удивлению, привыкаешь к нетвердой почве под ногами и уже передвигаешься с большей уверенность. Тот, кто помоложе, даже отправился в корабельный тренажерный зал и упорно пытался играть в волейбол. На самом деле путешествовать на Северный полюс в общем-то скучно. Вы заключены в безопасной утробе ледокола и только и ждете, когда уже доберетесь до пункта назначения.

Турагентство организует лекции на разные темы, но недостаток европейцев — в том, что большая часть информации им уже известна из курса средней школы. Добавьте к этому заполненную шумом (совсем близко ледокол взламывает льды) и душную аудиторию, и все остальное покажется куда лучше, чем сидеть в трюме и слушать курс геологии.

На палубе все иначе: можно наблюдать, как ледокол борется с многометровым льдом, смотреть на бесконечные ледовые равнины, неожиданные варианты белого, серого и голубого. Можно еще высматривать белых медведей, моржей и полярных птиц. Можно с удивлением наблюдать за постоянными изменениями погоды, когда за несколько минут солнце и радугу сменяет густой туман, и уже за два метра ничего не видно. И ко всему этому — неутихающий шум ломающегося льда и трясущийся ледокол.

Другое интересное место — капитанский мостик. Со второго дня плавания туристам разрешается приходить туда в любое время дня и ночи. А если вы говорите по-русски, то экипаж с готовностью будет разговаривать с вами о чем угодно много часов подряд.

Последний вариант скоротать время — уроки рисования. Например, можно научиться рисовать белого медведя. Запланированный курс фотографирования льда на этот раз не состоялся, потому что было мало желающих. Также, на удивление, не нашла отклика инициатива провести турнир по волейболу, настольному теннису и шахматам. Возможно, все дело в возрасте туристов?

И на север! И на юг…


И вот мы уже почти на месте. Вечером первого июля организаторы объявили, что мы должны достигнуть Северного полюса в полдень следующего дня. В тот момент «Ямал» находился в точке 89° 20´ северной широты и 41° 40´ восточной долготы. Всеми овладело волнение. Организаторы заверили, что если мы доплывем до полюса уже ночью, то всех разбудят.

Вскоре на капитанском мостике я узнала, что экипажу предписано идти с такой скоростью, чтобы ледокол достиг Северного полюса только утром. А быстрее можно? Конечно, уже в полночь.

На следующее утро я поставила будильник на час раньше обычного — на семь утра. Палубное радио сообщило, что цель будет достигнута еще до завтрака, поэтому мы все быстро оделись — и бегом на палубу смотреть на Северный полюс.

Благодаря GPS можно без труда узнать, что цель наконец-то достигнута. Но выставить антенны ледокола в правильное положение — так, чтобы монитор GPS-приемника показывал заветные нули после единственной девятки, уже не так-то просто. Шестиметровый лед и размеры ледокола — не идеальные условия для тонких манипуляций. Замерзшие туристы стойко несут вахту на носу и следят за тем, как ледокол ломает лед. Мы проплыли северный полюс уже несколько раз туда и обратно, не зная об этом (на север и на юг). Корабль движется назад на север, и цифры на экране увеличиваются — вдруг скок и начинают снижаться. Еще попытка: корабль пятится на юг, и капитан снова констатирует: «Мы его проскочили». Вперед — на север и… еще немного… Черт, мы опять плывем на юг.

Через полтора часа наконец-то удалось на несколько секунд зафиксировать нули: 90° 00´ северной широты и 0° 00´ восточной долготы. Туристы на носу пили шампанское, фотографировались и поздравляли друг друга. Потом они быстро переместились в теплую столовую, чтобы наконец-то позавтракать. После упорного стояния на палубе они это точно заслужили. Экипаж тоже был счастлив: все позади. Теперь осталось только доставить всех обратно в целости и сохранности. Но только после того, как закончится вечеринка на льду.

Лед вокруг северного полюса сильно потрескался от многочисленных маневров, и высаживать на него туристов опасно. Поэтому ледокол вернулся на несколько десятых градуса южнее. Капитан и экипаж нашли безопасную и крепкую «поляну» — относительно ровное ледяное поле. Следующий час ушел на подготовку к высадке: нужно было спустить трап для туристов с палубы на лед и укрепить флагшток с флагами тех государств, граждане которых участвовали в этом путешествии. На этот раз на Северном полюсе было 19 флагов, включая чешский.

Когда все было готово, туристы смогли спуститься на лед. Их передвижения на льду ограничивал сам корабль и вооруженные охранники с автоматами. За эту условную границу никто не имеет права заходить: в прошлом году туристы столкнулись с белым медведем на самом Северном полюсе, поэтому нужно было все время соблюдать предельную осторожность.

Атомный ледокол «Ямал»
РИА Новости, Валерий Мельников

Сначала туристы собрались в круг вокруг флагштока с флагами. Он символизировал Северный полюс, который был отдален от нас на несколько сотен метров. После речи главного представителя турагентства туристы, как одна большая змея, обошли условный Северный полюс. Свой путь вокруг Земли по параллели они закончили аплодисментами и радостными выкриками. Еще два часа все фотографировались на льду с кораблем, без корабля, со льдом и с океаном, с табличкой «Северный полюс»… Самые смелые могли искупаться.

В щели за стоящим ледоколом экипаж устроил импровизированный пляж: ковры на льду, лавочки и ступеньки в воду. Туристы, привязанные тросом, как правило, смело бросались в воду, а потом стремительно выпрыгивали обратно на лед. Температура воды — 1,45 градусов. После туристы быстро вытирались приготовленными полотенцами и выпивали за свой геройский поступок настоящей русской водки. В этот раз почти четверть туристов нашла в себе смелость погрузиться в воду.

В итоге обещанное барбекю на льду не состоялось, потому что лет начал трескаться. Трещины во льду могут увеличиваться очень быстро — вплоть до десятков сантиметров за несколько минут. Поэтому всех и все быстро вернули на корабль. Туристы съели свои гамбургеры уже потом, в теплой столовой, когда ледокол уже прокладывает себе путь обратно на юг.

Рубиновая скала


Проспекты туристического агентства обещали полеты на вертолете и зодиакальные экскурсии, но на ледоколе я узнала, что ничего подобного даже не планировалось. Вы, мол, что-то перепутали. Эта программа якобы предусмотрена для других экспедиций этого агентства. На вертолете можно было полетать, только если осталось бы время на остановку на Земле Франца-Иосифа.

Нам повезло. «Ямал» продвигался обратно достаточно быстро, поэтому нам удалось провести один день в этом интересном месте. Сначала мы высадились в районе заброшенной русской полярной станции. Деревянные руины домов, заброшенная техника и груды старого льда на побережье одного из островов дают богатую пищу для размышлений и позволяют представить, как полярникам жилось тут в прошлом веке.

Второй раз мы высадились на мысе Флора, где были только топкий торфяник, туман и высокие скалы.

Но даже такая остановка ободряла после бесконечных ледяных равнин. Отметить стоит также Рубиновую скалу, к которой ледокол приблизился на расстояние сотен метров. Маневр совершался под надзором представителя российского природоведческого института, потому что на скале гнездятся тысячи арктических птиц.

От Земли Франца Иосифа до Мурманска оставалось всего несколько десятков часов. За это время я еще успела провести небольшой опрос на тему того, почему люди отправляются на ледоколе на Северный полюс. Все без исключения оказались бывалыми путешественниками, хотя истории их жизни различались. «Ну хоть что-то же я могу потратить, прежде чем все оставить детям, да?» — без улыбки сказал предприниматель из Лос-Анджелеса. «В прошлом году мы побывали в Антарктиде, поэтому в этом решили посмотреть на север», — рассказала молодая пара из Индии. «Я здесь — уже в пятый раз. Я побывал уже везде, но это путешествие нравится мне больше всего», — заявил миллиардер из Англии, который после операции на оба тазобедренных суставах практически не мог ходить. «Я рад, что работа привела меня сюда, и я никогда не поверил бы, что полярный пейзаж так прекрасен», — сказал русский оператор NBC. А мне остается только с ним согласиться.


Дана Липова (Dana Lipová)

Reflex, Чехия

Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.

Источник: ИноСМИ.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter