Скрытая мысль, или Праздничное озарение?

Не исключено, что шпаргалки существовали еще до нашей эры
Не исключено, что шпаргалки существовали еще до нашей эры

Давно отшумела зимняя студенческая сессия, не за горами новые летние экзамены. И снова встанет вопрос о шпаргалках. Они вечны, как и студенчество. В горячо любимом фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» студент, сдавая экзамен, растрогал профессора фразой: «Экзамен для меня всегда праздник». Это ему не помешало приготовить радиошпаргалку, раскрытую профессором и заслужившую его одобрение как отличное изобретение. Во все века учащиеся пытались перенести содержание предмета в сжатую форму, приемлемую для усвоения. В одной из статей, посвященных системе образования, Л.Толстой отметил: до тех пор пока в учебных заведениях существуют экзамены, будет сохраняться и обман учащимися своих учителей. Сам писатель в бытность гимназистом прибегал к этому способу при ответах на уроках, за что сидел в карцере.

В годы ученичества шпаргалками пользовались многие выдающиеся деятели науки, образования и культуры. Об этом можно найти сведения в воспоминаниях реформатора сценического искусства К.Станиславского, пионера в области кораблестроения академика А.Крылова, народной артистки СССР Е.Образцовой. Вот что пишет Елена Образцова в книге «Автографы в антракте» о времени своего пребывания в консерватории. «Как и мои сокурсницы, я обожала профессора Вульфа, седого красавца, читавшего историю музыки. Его предмет я знала на пять с плюсом, а он поставил мне четверку. Я так обиделась, что решила больше ничего не учить. Мы с моей подругой Ириной Богачевой начали писать шпаргалки на двоих. И всегда вместе сдавали экзамены.

— Ирка, — шептала я, — это у тебя на левой ноге сверху, а это — на правой ближе к коленке. Шпаргалочный опыт выручал меня и в театре, когда пришлось много петь на разных языках. Я не успевала учить. Когда в «Метрополитен» я пела в «Самсоне и Далиле», моя шпаргалка была вклеена вовнутрь золотой чаши. Во время арии я вращала чашу по строчкам. После меня ту же партию исполняла Фьоренца Коссотто. Она была в восторге, увидев мою шпаргалку».

Ректор Щукинского училища народный артист СССР В.Этуш в книге «И я там был» так описывает экзамен по математике в вечерней школе для взрослых. «Мы сидели на первом этаже. И поскольку я в математике был чрезвычайно слаб, за окном стоял мой приятель Миша, мне на зависть очень хорошо знавший этот предмет. Я ему через окно передавал листок с задачкой, он ее решал и кидал мне обратно. Экзамен мы благополучно сдали».

По воспоминаниям доцента Н.Никольского, к обману педагогов нередко прибегали слушатели Военно–политической академии им. В.И.Ленина. Причем некоторые объясняли свои неблаговидные поступки опасением исказить смысл цитат основоположников марксизма–ленинизма.

Педагоги к обсуждаемому вопросу относятся по–разному. Л.Наумов в книге «Коллега, нажмите кнопку» приводит эпизод, когда на экзамене по физике была обнаружена шпаргалка. Возмущенный экзаменатор намеревался поставить студенту «двойку», а его ассистент заявил, что он бы поставил незадачливому юноше «пятерку», поскольку тот на клочке бумаги зафиксировал самое главное из пройденного курса. У сатирика К.Мелихана на сей счет есть афоризм: «Шпаргалка оскорбительна для профессора тем, что студент умещает в ней содержание всех его лекций».

Не были суровы к «пользователям» шпаргалок профессора школы–студии МХАТ. Народный артист СССР А.Грибов, симпатизировавший поступавшему на учебу провинциальному актеру Леониду Броневому, сам сказал, какой билет нужно взять и где он лежит. Когда же абитуриент поинтересовался содержательной стороной, то в ответ услышал: «Отвечу потом». Преподававший курс марксистско–ленинской эстетики профессор А.Зис, заметив приготовление студийцами шпаргалок, по–дружески наставлял, чтобы писали разборчивее. В шутку он говорил, что и сам хорошо не знает свой предмет. В действительности же это был весьма эрудированный и талантливый педагог, читавший лекции в нескольких столичных вузах, включая академию Генерального штаба, где люди в больших чинах... тоже прибегал к обману преподавателей.

Короче. Еще короче!

Как и все в природе, шпаргалки совершенствуются. Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова академик В.Садовничий был крайне удивлен, когда абитуриент выполнил письменное задание по математике без единой помарки, не прибегнув к черновику при проведении сложнейших расчетов. Этот случай побудил экзаменаторов задуматься о предстоящей борьбе с новыми коммуникативными технологиями.

Впору задаться вопросом, а так ли уж криминальны шпаргалки? Ведь и педагоги часто используют рабочие записи на лекциях и практических занятиях. Немногие лекторы держат информацию в голове, несмотря на то, что годами читают один и тот же курс. В случае, если необходимо дословно привести цитату, без вспомогательных средств — книг, журналов, сборников публикаций, выписок из статей — не обойтись. К тому же наука развивается столь стремительно, что следить за ней не успевают даже авторы учебников и учебных пособий.

Вспоминая учебу в гимназии, народная артистка СССР Ф.Раневская писала: «Училась плохо, арифметика была страшной пыткой. Писать без ошибок так и не научилась, считать тоже...» Она не упоминает о шпаргалках, но можно предположить, что и Раневская, подобно сверстницам–гимназисткам, не пренебрегала ученической хитростью.

Природное дарование, целеустремленность, трудолюбие помогли ей в последующем стать великой актрисой, минуя учебу в театральной школе, куда ее не приняли. Д.Щеглов, исследователь творчества Фаины Раневской, отмечает, что сценическое мастерство она обретала, наблюдая за работой актеров старшего поколения: «...никогда и нигде Раневская не училась «на актрису» в том обыденном понимании, когда диплом театрального училища свидетельствует о высшем образовании, как подпись под распределением — о том, что розовощекий баловень готов к созданию противоречивых сценических образов. Есть, конечно, что–то глубоко порочное и жульническое в нынешней (ставшей традиционной) четырехлетней фабрикации талантов в театральных вузах. И есть что–то по–настоящему символическое в том, что так и осталась Фаина Георгиевна актрисой без дипломной корочки, деятелем культуры без высшего образования». Невольно вспоминаются биографии Ф.Шаляпина, А.Горького, А.Грибова, М.Пуговкина и других ярких представителей культуры, «не кончавших университетов», но ставших первоклассными специалистами в своем деле. Кстати, один из крупных военачальников страны писал в автобиографии: «Университетов не кончал и в них не нуждаюсь».

Лучшее средство от стресса?

При всей порочности обмана следует признать огромную пользу шпаргалок. Когда их пишут, повторяют учебный материал, их наличие снимает стресс перед экзаменационной комиссией, придает учащемуся уверенность, даже если он и не воспользуется шпаргалкой в критической ситуации.

Непримиримым борцом со шпаргалками прослыл современник Н.Пирогова анатом В.Грубер. Сдать экзамены Венцеславу Груберу считалось трудным делом. Многие приходили к нему по 10 — 15 раз, и значительная часть студентов оставалась на второй год. Чтобы облегчить сдачу экзаменов, студенты литографическим способом отпечатали своеобразную шпаргалку на 21 странице, получившую название «груберка». Не заучив ее, ни один студент не рискнул бы явиться на экзамен.

Удачи и разочарования, не лишенные юмора, иронии и сарказма, постоянно сопровождают процесс обучения. Так, по рассказам бывших студентов знаменитого МФТИ (Московский физико–технический институт), в котором в те времена читал лекции конструктор ракетных кораблей С.Королев, во время экзамена, когда студент вытаскивал билет, ему разрешалось идти куда угодно — в библиотеку, к друзьям–физикам и т.д., но ровно через четыре часа он должен был возвратиться в аудиторию с решенными задачами, уравнениями и подготовленным ответом. Уровень сложности вуза был настолько высок, что решения задач граничили с гениальностью, поэтому преподавателям было ясно, что представляет собой студент, какими бы шпаргалками он ни пользовался.

Так что не следует строго судить студентов за шпаргалки. Из многих не блиставших в учебе и систематически нарушавших дисциплину семинаристов, лицеистов, гимназистов, школьников и студентов выходили незаурядные специалисты, ставшие гордостью не только отдельно взятой страны, но и человечества в целом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter