Скромно и со вкусом

Заводу по выпуску легковых автомобилей в Беларуси быть. Соответствующий Указ Президент страны Александр Лукашенко подписал 16 января.

Заводу по выпуску легковых автомобилей в Беларуси быть. Соответствующий Указ Президент страны Александр Лукашенко подписал 16 января.

Автомобили марки Geely отличает элегантный дизайн, высокая надежность и демократичная цена.

Строительство завода мощностью 120 тысяч автомобилей в год должно быть закончено до 1 июля 2019 года. Площадка для него размером в 120 гектаров определена между городами Борисовом и Жодино в границах СЭЗ “Минск”.  Минскому  облисполкому, согласно указу,  необходимо обеспечить предоставление заказчику земельного участка   для строительства и эксплуатации объектов в аренду на 99 лет. А правительству при подготовке проекта Государственной инвестиционной программы на 2014 год поручено предусмотреть средства на финансирование работ по проектированию и строительству объектов внешней инженерной и транспортной инфраструктуры к заводу.

Данный инвестпроект общей стоимостью около 650 миллионов долларов реализуется в соответствии с Меморандумом о развитии сотрудничества в сфере организации производства легковых автомобилей, подписанным Министерством промышленности Беларуси и китайской корпорацией “Джили”. Заказчиком проекта определено СЗАО “БелДжи” – совместное белорусско-китайское предприятие по выпуску легковых автомобилей марки Geely, зарегистрированное на территории СЭЗ “Минск”. Его учредители – ОАО “БелАЗ”, корпорация “Джили” и СЗАО “Союзавтотехнологии” (в составе последнего – ОАО “БАТЭ” – управляющая компания белорусского холдинга “Автокомпоненты” и китайская компания Shentou).

На рабочем совещании, которое Александр Лукашенко провел накануне подписания указа с Премьер-министром страны Михаилом Мясниковичем и губернатором Минской области Семеном Шапиро, руководитель правительства подчеркнул, что компания Geely – одна из ведущих в мире, которая имеет достаточно хорошую репутацию на рынке. И использование ее опыта – весомый аргумент в пользу успешной реализации проекта.

Действительно, в прошлом году компания Geely в очередной раз вошла в список Fortune 500 сильнейших компаний мира с годовым оборотом почти в 25 миллиардов долларов. За 27 лет работы ею построено девять  производственных баз в Китае, а также восемь за рубежом, в том числе и база узловой сборки в России. Сегодня компания ежегодно производит около шести миллионов автомобилей, а в планах к 2015 году – выпуск уже двадцати миллионов авто в год. Причем автомобилей самых современных как по начинке, так и по внешнему виду.

Например, не так давно Geely приобрела знаменитую  шведскую компанию Volvo и уже сам этот шаг открыл новые горизонты в области безопасности и технологий. Среди других приобретений компании  – производитель знаменитых лондонских кэбов британская компания Manganese Bronze Holdings (MBH) и Australian DSI Automatic Transmission Company, которая занимает второе место в мире по выпуску трансмиссий. Из 1800 патентов, которые принадлежат Geely, более 40 по лицензии используют другие мировые автопроизводители. В частности, китайская компания первой в мире сконструировала  и комплектует свои авто системой BMBS, которая контролирует давление в шинах и в случае их внезапного повреждения инициирует работу тормозов. И, наконец, дизайном автомобилей Geely занимается всемирно известный автодизайнер Питер Хорбери, который работал над Volvo, Aston Martin, Ford, Land Rover и Jaguar. Как итог, сегодня автомобили Geely экспортируются более чем в 50 стран мира, среди которых США, Россия, Украина, государства Юго-Восточной Азии и другие.

Белорусский проект по выпуску легковых автомобилей  с китайской компанией Geely базируется не на пустом месте. Совместное ЗАО “БелДжи” было зарегистрировано еще  в 2011 году и начало свою работу с организации крупноузловой сборки китайских автомобилей на площадях ОАО “Борисовский завод “Автогидроусилитель”. В продажу первые машины белорусской сборки поступили в марте прошлого года. И за минувший год их продано около 2,5 тысячи штук.

Александр Лукашенко считает, что эти автомобили приемлемы как по цене, так и по качеству. “Автомобиль хороший, он пользуется спросом. Значит, надо его производить и продвигать. Более того, немало наших крупных предприятий получают заказы на производство комплектующих. Поэтому это очень важный наукоемкий инновационный проект, и мы его обязательно должны реализовать”, – отметил Президент на упомянутом совещании  с премьер-министром страны и губернатором Минщины, поставив производство в Беларуси отечественного легкового автомобиля на уровне мировых стандартов в один ряд с реализацией таких наукоемких и высокотехнологичных проектов, как  освоение космоса и строительство атомной электростанции.

На первых порах локализация  должна составлять 30 %, в последующем – не менее половины. Первая задача будет решена за счет кузова (сборки, покраски и сварки), вторая – за счет автокомпонентов и резинотехнических изделий. То же ОАО “БАТЭ” – управляющая компания холдинга “Автокомпоненты” производит, в частности, фары, жгуты, приборные панели, стартеры, генераторы. Но так как представители китайской компании качеству автокомпонентов уделяют очень большое внимание, за такие заказы белорусским предприятиям придется серьезно побороться.  В том числе   с российскими и казахстанскими производителями, так как все предприятия Таможенного союза на  поставку компонентов для белорусского завода имеют равные права.

Правда, при этом белорусский производитель рассчитывает и на то, что на рынке Таможенного союза будут равные права для реализации его автомобилей. Ведь 90 процентов продукции будущего завода планируется экспортировать, прежде всего на рынок будущего Евразийского экономического союза. А конкуренция там уже сегодня нешуточная. Только в России сейчас работает около трех десятков предприятий по сборке легковых автомобилей. Поэтому, как сказал на недавней встрече с руководителями ведущих белорусских СМИ Александр Лукашенко, “мы сегодня ведем тяжелейший разговор с Россией и другими, чтобы свободно продавать эти автомобили”.

К слову, из 2,5 тысячи авто, произведенных на совместном белорусско-китайском предприятии в прошлом году, две тысячи продано на рынках России и Казахстана.

На той же недавней встрече с журналистами Александр Лукашенко признался, что создание в Беларуси производства легковых автомобилей было его президентской мечтой. Мол, страна  производит автобусы, большегрузные автомобили,  так  почему не может произвести автомобиль для народа? “Для меня важно, что мы дадим своему человеку новый автомобиль, – подчеркнул  Президент. – Рачительный человек, который умеет экономить, купит этот автомобиль”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter