Скромная дружба лучше доброй ссоры

В европейском политикуме практически сложился консенсус относительно роли Беларуси в Европе. Наша страна воспринимается как донор безопасности на континенте. Выражение «Минск — мирная площадка» после недавней парламентской сессии ОБСЕ фактически закреплено в качестве белорусского внешнеполитического бренда. Но это не единственный пример вживления белорусских идей в европейский контекст. На днях влиятельная немецкая газета Suddeutsche Zeitung написала, что Германия поддерживает стремление к партнерским связям между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). А это не что иное, как созвучность идее «интеграции интеграций», высказанной Президентом Лукашенко еще на стадии создания интеграционного объединения несколько лет назад.

Конечно, эта идея обсуждается сегодня  через призму новых вызовов. Таких у европейских политиков два — что делать с Россией, которую сами же они и отвернули от себя санкционными мерами. И как реагировать на растущее влияние Китая на континенте, который активно внедряется на рынок ЕАЭС, в то время как Брюссель бездействует. Экономические связи ЕС на континенте находятся не в самой лучшей форме по хорошо известным причинам, и в первую очередь из–за конфликта на востоке Украины.

Еще в конце 2015 года президент Еврокомиссии Жан–Клод Юнкер в письме Владимиру Путину писал о возможном сотрудничестве между ЕС и ЕАЭС. Он попросил своих людей в комиссии проанализировать возможности сближения между ЕС и ЕАЭС, однако одним из препятствий является именно война в восточной Украине. В своем письме Путину Юнкер писал, что прогресс в сближении ЕС и ЕАЭС необходимо «синхронизировать» с реализацией положений Минского соглашения. Вот вам еще одна увязочка животрепещущих проблем с Минском.

Впрочем, дело не в «увязочке», а в последовательной политике Минска, всегда работающего на объединение, а не разъединение Европы.

Идея «интеграции интеграций» была сформулирована Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в статье «О судьбах нашей интеграции» в газете «Известия» в октябре 2011 года. Суть ее в том, что Беларусь, находясь на стыке двух интеграционных союзов, особо заинтересована в их взаимном сближении. Мы предлагаем «интеграцию интеграций», так как именно такое взаимодействие с Евросоюзом привело бы в конечном итоге к созданию общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.

По сути, те же идеи прозвучали на недавнем заседании Восточного комитета немецкой экономики. Выступивший перед бизнесменами госсекретарь берлинского МИД Маркус Эдерер признал, что ЕС должен быть «по–настоящему заинтересован в том, чтобы нормы и стандарты в ЕАЭС ориентировались на европейские нормы, а не на китайские». В этом высказывании есть элемент соперничества, впрочем, ЕС так взаимосвязан с китайской экономикой, что без сотрудничества с Пекином ему не обойтись. Так что вполне актуально звучат слова Лукашенко о том, что нашей интеграционной структуре нельзя ограничиваться только западным вектором. Важнейшей задачей должна стать и тесная интеграция с государствами и экономическими объединениями на Востоке, прежде всего с нашим стратегическим партнером Китаем. Причем в этом у Беларуси есть определенная фора.

Последние, поистине глобальные инициативы Китая по созданию инфраструктуры нового Шелкового пути легли в Беларуси на уже хорошо подготовленную почву дружбы и развитого сотрудничества.

Самое главное в глобальной инициативе «Пояс и путь» заключается в том, что Китай как дружественная страна предлагает механизмы стимулирования совместного развития. Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина на открытии форума «Пояса и пути» подтвердило именно такое понимание и видение этого трансконтинентального проекта.

Я внимательно слушала его предложения о том, что китайской стороной планируется укрепить сотрудничество в сфере инноваций, разработать план действий по научно–техническим инновациям, развернуть научно–технические обмены, а также создать совместные лаборатории и научно–технические парки. Это означает, что Китай сегодня задал абсолютно новую модель отношений между государствами, которую можно назвать «государственно–государственное партнерство», при которой одна сторона инвестирует, а другая предлагает качественное наполнение и исполнение общего проекта. При этом в выгоде остаются обе стороны.

Такое сотрудничество может стать моделью международных отношений нового типа, основанной не на идеологии, не на диктате более сильных государств над менее сильными, а на взаимной выгоде. По такому же принципу надо развивать и связи с Европейским союзом, необходимость которых Suddeutsche Zeitung выразила глаголом soll, что означает «обязательное долженствование».

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter