Нотная грамотность души
После серии лирических комедий «Легкой жизни никто не обещал», «В поисках истинного я», «Смешанные чувства» режиссер сделал уверенный и своевременный шаг в сторону от комедийного мейнстрима. Сделает ли теперь его зритель? По крайней мере, он должен это сделать, чтобы понять всю глубину авторского высказывания, а оно в «Фальшивой ноте» точно присутствует.— Мы сегодня видим, что за благополучным европейским фасадом порой зреют агрессивные и разрушительные настроения, что традиция зла и агрессии по отношению к миру никуда не делась, — говорит Александр Ефремов. — Мне захотелось поговорить об этом именно в год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Зло сегодня вокруг нас. Мы должны противостоять ему, бороться с ним, обличать его по мере сил. Говорить о нашей памяти и нашей боли.
Судьба-бумеранг
Историй о том, как прошлое настигает того или иного персонажа, пожелавшего о нем забыть, киноэкран и театральная сцена знают множество. Как правило, в этом прошлом кроется какая-то постыдная тайна или преступление. Спираль сюжета так закручивается автором, что спустя десятилетия недостойный поступок возвращается к человеку бумерангом и бьет его по самому больному месту: семье, карьере, душевному равновесию. Прежний мир рушится. Свое отражение можно видеть только в осколках…Такие истории порой грешат излишней дидактикой, иногда искренне удивляют фантазией и неожиданными поворотами. Историй противостояния двух героев современная экранная и сценическая культура знает множество: «Простая формальность», «Под подозрением», «Косметика врага»… Замкнутое пространство, запертая дверь гримерки или кабинета следователя, палач и жертва, подозрение и накал страстей.
Композитором премьерного спектакля стал Виктор Копытько. Таким образом, музыка — еще одно действующее лицо в этом триллере. Свидетель и жертва. Также звучит и музыка Вивальди, Вагнера, Моцарта.
Очная ставка
На чьей стороне зритель во время просмотра «Фальшивой ноты»? Конечно же, на стороне незваного гостя, человека по фамилии Динкель, который однажды вечером зашел в гримерку к всемирно известному дирижеру Миллеру после концерта. Но разве не сжимается сердце зрителя, когда Миллер после нескольких психологических кульбитов и выяснения отношений ближе к финалу приставляет пистолет к виску? Или опять перед нами всего лишь эффектный художественный жест? Раскаялся ли господин Миллер по-настоящему в содеянном?Миллер до последнего сопротивляется напору и обвинениям случайно пришедшего к нему Динкеля, на первый взгляд поклонника его таланта. Он отнекивается, дескать, тот обознался, принял его за другого. Но даже когда доказательств вины и преступления предъявляется слишком много, и они становятся очевидными (не будем раскрывать всю интригу этой напряженной детективно-психологической дуэли), Миллер пытается уверить Динкеля, что у него просто не было другого выхода. Что на его месте многие бы поступили точно так же. Моральное опустошение вызывает ассоциации с известным стихотворением Владимира Маяковского:
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
Я вот тоже ору —
А доказать ничего не умею!..»
В финале Динкель устраивает маэстро жестокий розыгрыш, уверяя, что в это постыдное, преступное, случившееся много лет назад теперь посвящена пресса, радио и телевидение, а также участники оркестра. Что толпа под окнами гримерки — это возмущенные люди, которые требуют возмездия. Позже выясняется, что господин Динкель соврал и никому ничего не говорил. Однако хочется верить, что психологическая перезагрузка маэстро Миллера уже произошла, что начался необратимый процесс возрождения личности и души. Или и это всего лишь иллюзия?..
Актер Сергей Лапаницын проводит свою роль Динкеля на нарастающем нерве, ему все сложнее сдерживаться и оставаться в рамках приличий, он преисполнен гнева! Владимир Мищанчук играет степенного и благополучного буржуа — дирижера Миллера, привыкшего к успеху и обожанию. Небрежной рукой наливает себе бокал изысканного красного вина, небрежной рукой выпивает… Окружающие для него, а тем более надоедливые поклонники — лишь жужжащие мухи. Дома ждет жена. Маячит интересное творческое предложение. Что еще нужно, чтобы встретить «осень жизни»? Но всему этому уготована серьезная проверка с появлением незваного гостя.
Интересно, что Миллер из «Фальшивой ноты» — не единственный дирижер, который появился в белорусском театральном ландшафте за последнее время. Художественный руководитель Минского областного драматического театра Валерий Анисенко также играл служителя муз, объясняя нам происхождение вдохновения и музыкальной гармонии в спектакле «Дирижер» по пьесе израильского драматурга Леона Агулянского. Манит наших деятелей эта профессия своим романтическим ореолом, аурой таинственности и обожания… Дирижер, творец смыслов, непостижимый демиург — со времен «Репетиции оркестра» многие авторы стремятся проникнуть в суть и таинство этой профессии, понять внутренний мир ее обладателя. Но разгадать его до конца все-таки невозможно.
Есть в «Фальшивой ноте» еще одна важная тема — тема отцов и детей, и французские размышления на тему известной поговорки о том, что сын за отца не отвечает… Эта тема обострена, укрупнена режиссером. Вместе с Владимиром Мищанчуком и его партнером в «Фальшивой ноте» выходит на одну сцену внук Владимира Андреевича лауреат телевизионного конкурса «Талент краіны — 2018» Никон Мазоль. Его Мальчик со скрипкой придуман режиссером. Именно с его появлением в спектакле связаны одни из самых эмоционально окрашенных моментов в спектакле. Заметно, как волнуется Мищанчук. Как старается Никон не подвести деда…
ФАКТЫ
Пьеса «Фальшивая нота» была написана в 2017 году, премьера состоялась на фестивале в Авиньоне. В Москве и Петербурге ее поставили режиссеры Римас Туминас в театре имени Вахтангова и Владимир Петров в театре имени Ленсовета. В этих спектаклях заняты такие разные мастера, как Алексей Гуськов, Геннадий Хазанов, Артур Ваха и Семен Стругачев. В минской премьере два актерских состава: Владимир Мищанчук и Сергей Лапаницын, Виктор Рыбчинский и Антон Жуков. Кстати, вместе с актером Алексеем Гуськовым Владимир Мищанчук снимался в сериале «Тонкий лед».
ИМЕЙТЕ В ВИДУ
Премьера проходит в Минске по новому адресу: проспект Машерова, 33 (раньше здесь находился Молодежный театр). Помещение Театра киноактера в кинотеатре «Москва» закрыто на долгожданную реконструкцию.
pepel@sb.by
Фото Виктора Зайковского