Премьера Театра киноактера «Фальшивая нота» поднимает тему возмездия за преступления прошлого

Скрипка и немного нервно

Вот уж действительно трюк из серии «Не ждали». Лето на дворе, спортивные баталии, дачно-шашлычные настроения, пенные вечеринки в аквапарках. Как пел ВИА «Самоцветы»: «Не надо печалиться, вся жизнь впереди!» И этот жизнеутверждающий привет из прошлого иногда доносится из летних парков и скверов. А тут — бац! — и премьера, заставляющая поежиться в кресле от разыгравшихся страстей и заявленной проблематики. Как будто высовывается дряхлая рука из колодца времени и тычет перстом указующим: «Должо-ок!..» И где? Не в каком-нибудь «культурном инкубаторе», продвинутом хабе или на модной креативной площадке, а в нашем благополучном, всегда настроенном на позитивную волну, пышущем душевным здоровьем Театре киноактера. Премьеру психологического триллера «Фальшивая нота» по пьесе французского драматурга Дидье Карона предложил художественный руководитель театра, народный артист Беларуси Александр Ефремов.

Нотная грамотность души

После серии лирических комедий «Легкой жизни никто не обещал», «В поисках истинного я», «Смешанные чувства» режиссер сделал уверенный и своевременный шаг в сторону от комедийного мейнстрима. Сделает ли теперь его зритель? По крайней мере, он должен это сделать, чтобы понять всю глубину авторского высказывания, а оно в «Фальшивой ноте» точно присутствует.

— Мы сегодня видим, что за благополучным европейским фасадом порой зреют агрессивные и разрушительные настроения, что традиция зла и агрессии по отношению к миру никуда не делась, — говорит Александр Ефремов. — Мне захотелось поговорить об этом именно в год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Зло сегодня вокруг нас. Мы должны противостоять ему, бороться с ним, обличать его по мере сил. Говорить о нашей памяти и нашей боли.

Судьба-бумеранг

Историй о том, как прошлое настигает того или иного персонажа, пожелавшего о нем забыть, киноэкран и театральная сцена знают множество. Как правило, в этом прошлом кроется какая-то постыдная тайна или преступление. Спираль сюжета так закручивается автором, что спустя десятилетия недостойный поступок возвращается к человеку бумерангом и бьет его по самому больному месту: семье, карьере, душевному равновесию. Прежний мир рушится. Свое отражение можно видеть только в осколках…

Такие истории порой грешат излишней дидактикой, иногда искренне удивляют фантазией и неожиданными поворотами. Историй противостояния двух героев современная экранная и сценическая культура знает множество: «Простая формальность», «Под подозрением», «Косметика врага»… Замкнутое пространство, запертая дверь гримерки или кабинета следователя, палач и жертва, подозрение и накал страстей.

Композитором премьерного спектакля стал Виктор Копытько. Таким образом, музыка — еще одно действующее лицо в этом триллере. Свидетель и жертва. Также звучит и музыка Вивальди, Вагнера, Моцарта.

Очная ставка

На чьей стороне зритель во время просмотра «Фальшивой ноты»? Конечно же, на стороне незваного гостя, человека по фамилии Динкель, который однажды вечером зашел в гримерку к всемирно известному дирижеру Миллеру после концерта. Но разве не сжимается сердце зрителя, когда Миллер после нескольких психологических кульбитов и выяснения отношений ближе к финалу приставляет пистолет к виску? Или опять перед нами всего лишь эффектный художественный жест? Раскаялся ли господин Миллер по-настоящему в содеянном? 

Миллер до последнего сопротивляется напору и обвинениям случайно пришедшего к нему Динкеля, на первый взгляд поклонника его таланта. Он отнекивается, дескать, тот обознался, принял его за другого. Но даже когда доказательств вины и преступления предъявляется слишком много, и они становятся очевидными (не будем раскрывать всю интригу этой напряженной детективно-психологической дуэли), Миллер пытается уверить Динкеля, что у него просто не было другого выхода. Что на его месте многие бы поступили точно так же. Моральное опустошение вызывает ассоциации с известным стихотворением Владимира Маяковского:

«Знаете что, скрипка? 

Мы ужасно похожи: 

Я вот тоже ору — 

А доказать ничего не умею!..»

В финале Динкель устраивает маэстро жестокий розыгрыш, уверяя, что в это постыдное, преступное, случившееся много лет назад теперь посвящена пресса, радио и телевидение, а также участники оркестра. Что толпа под окнами гримерки — это возмущенные люди, которые требуют возмездия. Позже выясняется, что господин Динкель соврал и никому ничего не говорил. Однако хочется верить, что психологическая перезагрузка маэстро Миллера уже произошла, что начался необратимый процесс возрождения личности и души. Или и это всего лишь иллюзия?..

Актер Сергей Лапаницын проводит свою роль Динкеля на нарастающем нерве, ему все сложнее сдерживаться и оставаться в рамках приличий, он преисполнен гнева! Владимир Мищанчук играет степенного и благополучного буржуа — дирижера Миллера, привыкшего к успеху и обожанию. Небрежной рукой наливает себе бокал изысканного красного вина, небрежной рукой выпивает… Окружающие для него, а тем более надоедливые поклонники — лишь жужжащие мухи. Дома ждет жена. Маячит интересное творческое предложение. Что еще нужно, чтобы встретить «осень жизни»? Но всему этому уготована серьезная проверка с появлением незваного гостя. 

Интересно, что Миллер из «Фальшивой ноты» — не единственный дирижер, который появился в белорусском театральном ландшафте за последнее время. Художественный руководитель Минского областного драматического театра Валерий Анисенко также играл служителя муз, объясняя нам происхождение вдохновения и музыкальной гармонии в спектакле «Дирижер» по пьесе израильского драматурга Леона Агулянского. Манит наших деятелей эта профессия своим романтическим ореолом, аурой таинственности и обожания… Дирижер, творец смыслов, непостижимый демиург — со времен «Репетиции оркестра» многие авторы стремятся проникнуть в суть и таинство этой профессии, понять внутренний мир ее обладателя. Но разгадать его до конца все-таки невозможно.

Есть в «Фальшивой ноте» еще одна важная тема — тема отцов и детей, и французские размышления на тему известной поговорки о том, что сын за отца не отвечает… Эта тема обострена, укрупнена режиссером. Вместе с Владимиром Мищанчуком и его партнером в «Фальшивой ноте» выходит на одну сцену внук Владимира Андреевича лауреат телевизионного конкурса «Талент краіны — 2018» Никон Мазоль. Его Мальчик со скрипкой придуман режиссером. Именно с его появлением в спектакле связаны одни из самых эмоционально окрашенных моментов в спектакле. Заметно, как волнуется Мищанчук. Как старается Никон не подвести деда…

ФАКТЫ

Пьеса «Фальшивая нота» была написана в 2017 году, премьера состоялась на фестивале в Авиньоне. В Москве и Петербурге ее поставили режиссеры Римас Туминас в театре имени Вахтангова и Владимир Петров в театре имени Ленсовета. В этих спектаклях заняты такие разные мастера, как Алексей Гуськов, Геннадий Хазанов, Артур Ваха и Семен Стругачев. В минской премьере два актерских состава: Владимир Мищанчук и Сергей Лапаницын, Виктор Рыбчинский и Антон Жуков. Кстати, вместе с актером Алексеем Гуськовым Владимир Мищанчук снимался в сериале «Тонкий лед».

ИМЕЙТЕ В ВИДУ

Премьера проходит в Минске по новому адресу: проспект Машерова, 33 (раньше здесь находился Молодежный театр). Помещение Театра киноактера в кинотеатре «Москва» закрыто на долгожданную реконструкцию.

pepel@sb.by

Фото Виктора Зайковского

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter