Почему мы делимся на технарей и гуманитариев

Скрипичный против гаечного

Откуда берутся технари и гуманитарии и правда ли, что первые умнее вторых.

Недавно группа исследователей из Франции обнаружила в мозге особые зоны, отвечающие за способности к математике. Ученые выяснили, что при решении задач по алгебре, математическому анализу и геометрии включаются ранее не известные им нейронные сети. Кроме того, мозг значительно активирует участки в теменной, нижневисочной и префронтальной коре. Но только у технарей. У гуманитариев в этом случае — полное “зеро”. Почему так происходит?

pressmans.com

Изначально ученых волновал весьма конкретный вопрос — откуда берутся врожденные математические способности? Они пригласили 15 профессиональных математиков и 15 гуманитариев. Группам были озвучены как сложные утверждения в области алгебры, математического анализа и геометрии, так и различные тезисы по гуманитарным наукам — литературе и истории. Каждый вопрос нужно было оценить как истинный, ложный или бессмысленный. Во время эксперимента мозг испытуемых сканировали с помощью функциональной томографии — метода, позволяющего определить, какие участки мозга включаются в работу во время конкретного мыслительного процесса.

В итоге оказалось, что при оценке исторических утверждений мозг технарей и гуманитариев реагировал одинаково и предсказуемо. А вот математические задачи активировали определенные участки коры только у математиков. У остальных они не были задействованы вообще — заумные задачи мозг гуманитариев не воспринимал. Ученые пришли к выводу, что за математическое мышление отвечает не просто левое полушарие, как принято считать, а отдельная и совершенно особая нейронная сеть. Однако выяснился и нюанс: в то время, когда она активно работает, у большинства технарей автоматически снижается активность центров, отвечающих за восприятие и передачу слуховой и зрительной информации. Проще говоря, человек буквально не слышит и не видит ничего вокруг, кроме листочка с формулами.

“Соображалка” у гуманитариев и технарей работает по-разному и в других случаях. Память мозга ассоциативна. То есть запись новой информации производится не случайным образом, а в определенную его часть. Можно сказать, забрасывается на тематическую полку. У гуманитария этот процесс носит приблизительный характер — для запоминания достаточно частичного совпадения по одной или нескольким характеристикам. Если же люди занимаются техническими дисциплинами, где из-за одной неточности весь результат может оказаться неверным, то запись информации не производится до полного совпадения всех признаков. Иными словами, мозг технаря, перед тем как что-то запомнить, сто раз все перепроверит, да еще будет при этом сомневаться. Именно поэтому считается, что гуманитарии обладают более быстрой и гибкой памятью, а технари — медленной и основательной. Гуманитарий вполне может забыть то, что ему не нужно, технарь — никогда. Как говорится, что в этот мозг записано, топором не вырубишь.

Математические нейронные сети, которые “засветились” во время эксперимента, ученые хотят изучить более подробно. Вполне возможно, что это даст возможность определять врожденные способности (или отсутствие таковых) у детей. В этом случае можно будет уже с раннего возраста рекомендовать родителям развивать ребенка либо в одном, либо в другом направлении. Пока что такой методики не существует. И вопрос, кем является человек — физиком или лириком, может решиться разве что в школе. И то не всегда. История знает примеры того, как люди в середине жизни резко меняли чисто технические профессии на творческие. Например, дипломированный медик Александр Розенбаум стал поэтом и певцом, а знаменитый художник Поль Гоген до того, как решил резко изменить свою жизнь, работал биржевым брокером.

В  отличие от вопроса с левшами и правшами, где наблюдается явный перевес в одну сторону (леворуких меньше), технарей и гуманитариев примерно поровну. Причем подавляющее большинство из них занимаются не своим делом. То есть вполне возможно, что какой-нибудь скромный бухгалтер или не хватающий звезд с неба инженер по задаткам был рожден, чтобы стать гениальным писателем. Но, как говорится, не сложилось. Впрочем, в очень редких случаях гениальные способности могут пробиваться сами. Например, выдающийся ученый Дмитрий Менделеев в школе абсолютно не проявлял способностей к точным наукам. Более того, он два года сидел в первом классе, а по прославившей его впоследствии химии имел жалкую тройку.

КОМПЕТЕНТНО

Владимир Кульчицкий, заместитель директора по научной работе Института физиологии НАН, член-корреспондент, профессор, доктор медицинских наук:

— Среди обывателей уже давно прижился стереотип, что технари умнее гуманитариев. Причем с развитием научно-технического прогресса это мнение укореняется все глубже. Действительно, в век квантовой физики и ИТ-технологий создается впечатление, что востребованность гуманитариев в разы меньше. Но так ли это на самом деле?

С точки зрения науки ставить вопрос о превосходстве того или иного склада ума по меньшей мере некорректно. Кстати, уровень коэффициента умственного развития у гуманитариев (например, писателей или ученых-лингвистов), как правило, очень высок. Оба типа интеллекта не только взаимно дополняют друг друга, но и работают на общее благо — развитие человечества. Не секрет, что многие современные ученые (например, физики, представители космической отрасли) пришли в науку благодаря художественной литературе, вдохновившись творчеством выдающихся писателей-фантастов. То есть все мы существуем в тесной взаимосвязи и нуждаемся друг в друге.

Существует множество теорий о том, почему люди рождаются с определенным набором способностей. С моей точки зрения, наиболее вероятна генетическая составляющая. Сложные комбинации генов закладываются в нас поколениями предков. Любопытно, что предугадать, как именно сложится эта мозаика, нам не дано. По крайней мере, на данном этапе развития науки. Например, в семье музыкантов может родиться ребенок с выдающимися математическими способностями и наоборот. Точно так же дети гения могут и не унаследовать его уникальный дар. То есть, по сути дела, наше внутреннее содержание от нас никоим образом не зависит. Более того, попытки родителей настаивать на выборе определенной, но не подходящей их сыну или дочери профессии могут закончиться весьма плачевно, вплоть до нарушений психики и соматических патологий.

Есть еще один момент — любые врожденные данные могут раскрыться полностью только при определенных условиях. Это и воспитание, и среда, и самое главное — вовремя встреченный грамотный учитель. В конце концов, если бы отец Моцарта не развивал его дар фактически с младенческого возраста, мир никогда не узнал бы его в качестве гениального музыканта.

ЛЮБОПЫТНО

Гены пальцем не раздавишь

На данный момент существует несколько теорий, которые объясняют, почему одни из нас становятся технарями, а другие — гуманитариями. 

Наиболее правдоподобная — наследственная. Действительно, известны случаи, когда представители целого рода проявляли особые способности в той или иной сфере. 

Так, швейцарская семья Бернулли в XVII—XVIII веках внесла огромный вклад в науку. Среди ее членов — 9 известнейших математиков и физиков. В течение 105 лет то один, то другой Бернулли возглавлял кафедру математики Базельского университета.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter