Струнный оркестр "Метаморфоза" открывает новый сезон

Скрипачам зачет

«Известен как фантастически упорный музыкальный руководитель», — пишут о Павле Любомудрове на форумах для музыкантов. Логичным продолжением подобной характеристики в сознании тут же всплывает сакраментальное: «Характер нордический, выдержанный». Однако ничего «нордического» ни в его жестах, ни в манере держать себя на публике нет. Оно и понятно: музыкант, тем более дирижер, не может быть неэмоционален, но и вне сцены Павел остается таким же. Открытым, воодушевленным... Совсем иначе представляешь себе человека, отважившегося на создание частного оркестра. Дирижера, аранжировщика, продюсера, директора, а до недавнего времени еще и бухгалтера в одном лице. Пойти его путем в нынешних нестабильных условиях может только безнадежный романтик либо тот, кто знает о людях несколько больше, чем они сами о себе знают.


«Зачет скрипачам!» — в восторге вопила публика минского Дворца спорта на концерте американской группы Manowar. Струнный оркестр «Метаморфоза» под управлением Павла Любомудрова готов сыграть везде — в ресторане и на разогреве у самых громких металлистов мира, на открытом воздухе, в концертном зале и на вернисаже (причем не только по случаю выставки к 100–летию прославленного белорусского графика Павла Любомудрова, деда дирижера). Словом, где угодно. Но — не что угодно. Отнюдь не материальный интерес собрал и держит вместе столько музыкантов с такими яркими биографиями. С серьезным опытом зарубежных гастролей и сотрудничества с лучшими музыкальными коллективами Беларуси, с весомой коллекцией конкурсных и фестивальных наград. Вчера в Центральном Доме офицеров «Метаморфоза» открыла свой новый концертный сезон. Уже второй по счету. Оркестр, который никому не конкурент, хотя все чаще выступления проходят с аншлагом, а музыкантов зовут в телеэфир как медийных персон. Коллектив энтузиастов, руководителю которого нет еще и 30, как и многим другим в этом единственном в своем роде творческом пространстве.

— На вашей первой в нынешнем сезоне афише — Моцарт, Сибелиус, Бах, Барток, Чайковский. Причем не просто классика, а проверенная временем, многими любимая, в определенном смысле даже популярная музыка.

— Такая музыка — наше кредо. Да, известная, любимая, но не только публикой, а и музыкантами оркестра. Ведь как раз то, что ты пережил, прочувствовал сам, имеет право на успех и может подарить новые интересные образы. Вот, скажем, Моцарт, один из моих любимых композиторов. Один из сложнейших для исполнения. Технически, стилистически. Но, на мой взгляд, его идеи очень созвучны сегодняшнему времени.

Павел Любомудров.

— На вчерашнем концерте публика устроила овацию не только вам, но и виолончелисту Максиму  Барбашу, который приехал  в Минск специально ради «Метаморфозы». Максим все еще «наш»?

— В прошлом году этот очень одаренный музыкант из Дзержинска играл с нами на презентации оркестра, сейчас учится в Московской консерватории у педагога, который растит победителей конкурса имени Чайковского, одного из самых сложных и престижных музыкальных состязаний. Понятно, что с такой школой ему открывается весь мир, хотя, конечно, хотелось бы, чтобы Максим вернулся в Беларусь. Пока он наш, что будет дальше, покажет время.

— Но вы же вернулись со своим дипломом Санкт–Петербургской консерватории, возглавили Витебский симфонический оркестр...

— Так вышло, что единственная свободная вакансия дирижера нашлась лишь там. На первую репетицию, помню, пришла только часть музыкантов — видимо, не всем мой возраст показался достаточно убедительным (тогда мне было 26). Но обидно было не это, а то, что во всем Витебске и области не обнаружилось ни одного контрабаса. Мы давали объявления, устраивали прослушивания, удалось доукомплектовать оркестр настолько, что он смог исполнять довольно сложную музыку, но контрабасист не появился. Музыканты творили, искренне отдавались репетициям, однако отсутствие контрабаса сильно ограничивало репертуар, а предложенный мне вариант заменить его бас–гитарой с усилителем я даже не рассматривал. Извините, но это не уровень уважающего себя симфонического оркестра.

— И тогда вы решили создать новый оркестр?

— Это произошло далеко не сразу и в определенном смысле было вынужденным шагом. Я хорошо знал, что хочу и могу делать. Но в сложившихся обстоятельствах осуществить это было невозможно. Ну и когда деваться стало некуда...

— Вы собрали таких музыкантов, каждый из которых мог бы стать отдельным украшением любого оркестра. Что вы им пообещали?

— Интересные программы, концертные площадки. Приглашал на репетиции... В свою очередь пытался узнать, что за человек каждый из них, музыканты в оркестре — это же одна большая семья.

— Что, неужели все они — еще и хорошие люди? Вообще–то большой талант нечасто уживается с золотым характером.

— Уживается. Иначе вряд ли мы могли бы держаться вместе столько времени. «Метаморфоза» остается, по сути, все тем же частным оркестром, со всеми бизнес–рисками и отсутствием своего зала для репетиций, хотя юридически мы теперь принадлежим Белорусскому союзу музыкальных деятелей (это освободило меня от бухгалтерской работы). Но жить классической музыкой в современных условиях непросто.

— А зачем вообще музыкальная классика современному человеку? Жизнь все стремительнее, технологии сложнее, и у каждого времени — свой стиль и своя музыка...

— Чтобы люди не превратились в роботов.

Кстати

В осенней программе «Метаморфозы» — концерты с белорусским гитаристом–виртуозом Юрием Нехаем, флейтисткой Мариинского театра Марией Федотовой, признанной одной из самых ярких исполнительниц мира, и премьера музыки белорусского композитора Александра Пожарицкого. Следите за афишей!

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 197 (25079). Четверг, 13 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter