Восьмидесятилетний витебчанин уже около года ходит по судам

Скрестим шпаги по-соседски

Восьмидесятилетний витебчанин уже около года ходит по судам. Не скрывает: добиться желаемого — дело принципа. А стоит ли овчинка выделки? В непростой ситуации разбиралась журналист «Р».

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Это письмо, пришедшее в редакцию от нашего читателя, наполнено болью и обидой. Пенсионер жалуется на явную, с его точки зрения, несправедливость. Обвиняет суды в предвзятости, а соседку с нижнего этажа — в «рейдерском» сговоре со страховой организацией и местным жилищно-эксплуатационным управлением. Просит защиты в восстановлении справедливости.

…Дверь двухкомнатной хрущевки открывает сам Иван Сергеевич (имена героев изменены по этическим причинам). Стройный, подтянутый — выправка как будто военная.

— Нет-нет, к армии никакого отношения никогда не имел, человек я сугубо гражданский, — не соглашается с озвученным мной предположением хозяин квартиры. — Хотя считаю себя специалистом во многих отраслях, что и позволило детально разобраться в спорной ситуации.

«Детали» Иван Сергеевич показывает собственноручно, хотя их сложно не заметить. Стены прихожей и туалетной комнаты разрисованы стрелочками-указателями. С точностью до сантиметра замерены следы последствий межэтажного противостояния с соседкой, проживающей снизу.

Вот здесь стену санузла били в первый раз, когда была обнаружена течь. Вот здесь — во второй. Возмущенный пенсионер рассказывает: с Ниной Павловной раньше были очень даже неплохие отношения. Он чем мог, тем и помогал одинокой женщине. Но потом дружба прекратилась: жиличка снизу якобы стала придираться — то ей шум не нравится, то соседские гости беспокоят. Года два назад она предъявила претензию: обнаружила течь с потолка. Оказалось, что источником неприятностей стала старая труба, протекающая аккурат между перекрытиями. Иван Сергеевич без проблем согласился на неудобства ремонта и разрешил рабочим разбить стену в его санузле, чтобы исправить ситуацию. Вот только, по его словам, хозяйка снизу решила на всякий случай поменять кусок стояка. Предложила сделать это сообща, а он отказался — в планы дедушки это не входило. Тем более что рабочие якобы собирались устанавливать трубы, изначально не предназначенные для использования в данных целях.

— Когда они ей трубу меняли, повредили соединения моего стояка, — предполагает Иван Сергеевич, показывая стыки. — В итоге обнаружилась еще одна течь, и я опять дал согласие на разборку своей стены — иначе было не исправить… Поставили хомуты. Потом вот пришлось плитку частично менять — разбили при ремонте…

Сегодня Иван Сергеевич утверждает: именно в ходе того ремонта, возможно, из перекрытого стояка и стекли в квартиру Нины Павловны остатки воды с верхних этажей. Но та, мол, специально сразу никому ничего не сказала, а застраховала свою квартиру. После чего вызвала специалистов ЖЭУ, которые и составили акт о залитии.

Я читаю данный документ: «В коридоре на потолке имеется незначительное сухое желтое пятно размером 0,07 на 0,02 м. Потолок окрашен водоэмульсионной краской. В санузле на стене с правой стороны на обоях — желтое пятно размером 0,04 на 0,16, сухое. В других местах следов от затекания нет…» Дальше отмечено, что неисправностей трубопроводов ни в верхней, ни в нижней квартире не обнаружено, само залитие, со слов хозяйки пострадавшей квартиры, произошло несколько дней назад. Вывод о причинах ЧП — халатность жильцов сверху.

В итоге был составлен дефектный акт и подсчитана сумма нанесенного ущерба. На сегодняшние деньги это чуть больше 130 рублей. Страховая компания выплатила их пострадавшей стороне. А так как Иван Сергеевич не соглашался добровольно погасить иск — на него подали в суд.

Позади — множество нервных судебных заседаний (их количество ответчик подсчитать уже не может), безуспешные доказательства, споры, унижения. Районный суд принял решение не в пользу пенсионера, областной — тоже. Теперь оскорбленный горожанин, так и не признавший себя виновным в небольшом потопе в соседской квартире, написал жалобу в Верховный Суд. Выплачивать ущерб, как упрямо подчеркивает, не будет принципиально. Несмотря на то, что адвокатам за их услуги пришлось выложить уже в разы больше.

Мне же, как журналисту, которого пригласили в качестве третейского судьи, нужно выслушать и другую сторону. Так что следующий звонок — в соседскую дверь. Несмотря на то что деньги за ущерб давно получила, 75-летняя Нина Павловна ремонт у себя до сих пор не сделала. Да и нужен ли он? Только встав на табурет и надев очки, я увидела нечеткие размывы на обоях под потолком и прощупала небольшой уголок бумаги, который, как и потолочный плинтус, действительно отстал от стены. Хозяйка убеждает: застраховать жилище была вынуждена, так как устала от постоянных подтоплений. Ее тоже можно понять.

Почему столь солидная сумма за небольшой ущерб? Это решает страховая компания. Как объяснили в ЖЭУ, по закону не столь важно, сколько стеновой отделки испорчено — считается переклейка всей комнаты, так же как и перекраска не части, а всего потолка. В представительстве Белгосстраха подтвердили: сумма рассчитана правильно, в соответствии с действующими коэффициентами. Кроме материалов туда вошла стоимость ремонтных работ. Суд не единожды проверил правильность расчетов, и его решение вряд ли подлежит обсуждению…

Вот только противостояние сторон продолжается. Побывав в гостях у наших героев, я выслушала массу их упреков по отношению друг к другу. Кто прав, кто виноват — за потоком серьезных и даже просто смешных претензий истину рассмотреть уже сложно. Скорее, неправы оба, ведь, что удивительно, почти все претензии строятся на предположениях, подозрениях и слухах. Каждый шаг оппонента расценивается как угроза. Пожилые люди не стесняются подсматривать, подслушивать и вслух обсуждать. Понравилась ремарка одного из жильцов по подъезду, где, кстати, очень хорошо осведомлены о затянувшихся боевых действиях между третьим и четвертым этажом. Свидетель соседских тяжб предложил дать обеим воинствующим сторонам по лопате в руки — если у них много нерастраченной энергии и сил, пусть на общее благо вскопают газончик под цветник. Может, во время общей работы страсти поутихнут?

А еще в данной ситуации нельзя не прислушаться к советам страховых агентов: во избежание подобных неприятных инцидентов, разбирательство которых в итоге отнимает уйму времени у представителей всевозможных государственных служб и ведомств, владельцы квартир должны страховать свою гражданскую ответственность. И тогда ходить по судам, тратить деньги, нервы и здоровье никому не придется. Но пока, увы, этому совету следуют далеко не все. Специалисты утверждают: только третья часть всех виновников по страховым искам соглашаются добровольно возместить вред. А в судах ежемесячно рассматривают десятки спорных дел, где ответчиками выступают жильцы, которых обвиняют в том, что они нанесли ущерб соседям.

a_veresk@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter