Скованные одной целью

Госконтроль искал в сфере ЖКХ возможность сэкономить, а нашел немало недостатков

Пока государство озабочено тем, как снизить затраты на коммунальные услуги, в самой структуре ЖКХ находятся предприятия, старающиеся эти самые затраты повысить. Отражение получившихся в итоге немаленьких сумм мы можем наблюдать в жировках. Подтверждение тому — недавняя проверка этих организаций специалистами госконтроля. Выполняя ежегодное поручение Президента о снижении затрат на жилищно–коммунальные услуги, они искали в сфере ЖКХ возможность сэкономить, а нашли немало недостатков. Отдельные истории закончились уголовными делами.

фото сергея лозюка

Суть проверки раскрывает начальник управления контроля строительства, ЖКХ и связи КГК Александр Якимов:

— Контроль за снижением затрат предприятиями жилищно–коммунального хозяйства проводится во всех регионах страны. И повсюду выявлены те или иные упущения, в основном касающиеся нерационального использования ресурсов и денег. В ближайшие дни результаты работы организаций ЖКХ будут рассмотрены на коллегии Комитета госконтроля. Кстати, дополнительные резервы по снижению затрат в этой сфере — десятки миллионов рублей, как оказалось, имеются.

Коснемся лишь некоторых регионов, хотя схожие нарушения выявлены фактически по всей Беларуси.

Витебск

Последние пару лет госконтролерам все чаще приходится вникать в вопросы закупок топлива, рассказывает мне зампредседателя КГК Витебской области Юлия Авхукова: «В структуре затрат на производство теплоэнергии основной удельный вес занимает именно стоимость топлива. Если по газу все прозрачно, то по местному топливному материалу (дровам и щепе) диапазон цен велик. Здесь многое зависит от условий заготовки и доставки. Так вот, проверив, к примеру, Полоцкое ЖКХ, выяснили: предприятие закупало щепу и дрова без конкурсных процедур, а также проигнорировав решение облисполкома (ежегодно перед отопительным сезоном облисполком выдает распоряжение с примерными планами и распределением объемов заготовок предприятиями) по сбалансированности объемов поставок лесхозов с потребностями организаций ЖКХ. По этому распоряжению главным поставщиком являлся Полоцкий лесхоз, однако у него руководитель местного ЖКХ купил товара гораздо меньше, ссылался на загруженность своих складов. При этом взял солидную партию щепы у коммерсанта, по цене на 82 процента (!) выше предложенной лесхозом. В итоге сделка принесла госпредприятию 467 тыс. рублей ущерба. Кроме того, этот руководитель через многочисленных посредников закупал строительные и прочие материалы. Торги не проводились. На «серой» схеме зарабатывали все ее участники, а итоговое удорожание товаров в разы превышало их первоначальную стоимость. В этом случае излишние выплаты составили 130 тыс. рублей. Теперь главный полоцкий коммунальщик отстранен от должности и является фигурантом уголовного дела».

Вот такая тепловая недоизоляция в котельной деревни Вархи.
Фото КГК Витебской области.

Гомель

Факты бесхозяйственности, нерационального использования топливно–энергетических ресурсов (ТЭР) и незаконного получения бюджетных средств установлены также в Речицком райжилкомхозе. Предприятие, говорят в КГК, не скупилось на электроэнергию: с 2014 года по март 2016–го, оказывая услуги по тепло- и водоснабжению, сверх нормы истратило электроэнергии на сумму более 300 тыс. руб. Затраты спокойно списывались на себестоимость жилищно–коммунальных услуг и на затраты, учитываемые при налогообложении. Для должностных лиц райжилкомхоза стало нормой в отчетах по использованию ТЭР за этот период вместо сверхнормативного расходования ресурса указывать сведения о соблюдении норм. По таким «положительным» отчетам руководителю предприятия и отдельным специалистам за хороший труд даже премия выплачивалась.

Еще один факт, который не красит коммунальные службы: как оказалось, в себестоимость оказанных населению коммунальных услуг включалась амортизация по неиспользуемым долгое время основным средствам — артезианским скважинам, котельному оборудованию. А это более 80 тыс. руб. Только за 2015 — 2016 годы организация незаконно получила из бюджета более 100 тыс. руб. Вернуть их пришлось после вмешательства госконтролеров области, а заодно, тоже по настоянию КГК, доначислить и уплатить в бюджет налоги и соответствующие отчисления. Материалы проверки также изучают правоохранительные органы.

Гродно

В Гродненской области 470 км тепловых сетей (а это 23 процента общей протяженности) эксплуатировались дольше нормативного срока. В 2016–м было заменено всего 47 км теплосетей — чуть больше половины от запланированного объема. Впрочем, доведенное задание не выполнено почти всеми районными предприятиями областного ЖКХ, исключение — Щучинский район.

Деньги не должны уходить в трубу.
Проверяющим стало известно и о случаях, когда ресурсы использовались уж слишком щедро. В прошлом году организации ЖКХ Гродненщины сверх нормы израсходовали топливно–энергетических ресурсов на сумму 927 тыс. рублей. Местное топливо, кстати, почти повсюду хранилось абы как: дрова лежали под открытым небом и мокли под дождем, хотя до навесов подать рукой. И что получается? Котельные отапливались сырым материалом, с меньшей теплоотдачей и увеличением расхода древесины — а это еще 800 тысяч необоснованно истраченных рублей.

Злободневными также стали вопросы передачи исполкомами организациям ЖКХ непрофильных, как правило, неиспользуемых строений. Сейчас таковых у коммунальщиков области более 630 (около 400 из них не используются), ежегодно на их содержание тратятся приличные суммы. Только за 2016 год невозмещенные затраты по содержанию таких объектов составили 776 тыс. рублей. Как выйти из ситуации, исполкомы, а их 8 — Волковысский, Вороновский, Гродненский, Кореличский, Мостовский, Свислочский, Слонимский и Щучинский, даже не задумывались, формируя районные бюджеты. Договоры с организациями ЖКХ на возмещение затрат не заключались. Раздельный сбор мусора тоже оказался проблемой для гродненских коммунальщиков. Да, они заварили тысячи мусоропроводов, оборудовали около 800 контейнерных площадок, но решения эти не всегда были достаточно продуманными. Итог: уже к вечеру отдельные контейнеры оказывались перегруженными, а мусор складировался прямо на площадках.

Не удалось скрыть от специалистов госконтроля и завышение себестоимости коммунальных услуг, оказываемых населению, а также незаконное получение субсидий, неэффективное использование имущества. Этим грешили в Волковысском, Лидском, Вороновском, Островецком и Ошмянском ЖКХ, «Гродноводоканале» и Слонимском водоканале. Не стесняясь, организации жилищно–коммунального хозяйства покупали и оборудование, товарно–материальные ценности по завышенным ценам. Не выполнили в срок инвестпроекты и, по сути, закрывали глаза, когда приходилось втридорога платить за строительно–монтажные работы.

Пожалуй, реформа ЖКХ вовсе не предполагала столь печальных результатов.

gladkaya@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Сергей, 53, Могилев
Конечно Гочконтролеры еще не все "сюрпризы" системы ЖКХ выявили, но и то что удалось отыскать нас потребителей не может не радовать. Один вопрос, как бывший управленец, руководство меняем, некоторых сажаем, факты выявляем, ведь по факту если взять, то мало что в принципе меняется. Может необходимо вникнуть в более глубинные  вопросы системы организации управления в ЖКХ?  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости