Бравада в обмен на жизнь: кто такие зацеперы и почему их увлечение порой доводит до беды

Скованные одной сцепкой

Не раз наблюдал лично: спортивные ребята старшего школьного возраста с бравадой цеплялись за подножку троллейбуса, который отъезжал с остановки. Дело вовсе не в том, что они опоздали на транспорт и им срочно надо успеть на какую-то важную встречу. Это зацеперы — любители экстремального увлечения, которое порой может довести до беды. Для острых ощущений они катаются на крышах вагонов и вагонных сцепках электричек и скоростных поездов. Увы, часто со смертельным исходом. Корреспондент «Р» пообщался с зацеперами, чтобы выяснить, почему в погоне за славой подростки идут на правонарушения.

Тихо сзади прицепилисьи бесплатно прокатились


Зацепинг входит в число тех юношеских шалостей, которые проходят с возрастом. Горькая правда в том, что не все зацеперы доживают до момента просветления. Но практика показывает, что риск оказаться под колесами поезда или автомобиля зацеперов совершенно не пугает, и совсем еще дети отдают жизни за свои опасные увлечения. Вспомним, например, двоих подростков, погибших в начале августа на железнодорожных путях в Жодино.

Фото Youtube.com

«Спортивные снаряды» зацеперов — вагоны метро и электричек, а также троллейбусы. Выделить из числа тех, кто нарушил правила пользования общественным транспортом, именно зацеперов, невозможно. Поэтому и официальной статистики по таким правонарушениям нет. Например, в минском метро имеют место лишь единичные случаи зацепинга, и они практически сразу становятся достоянием общественности. Последний из них произошел прошлой весной — прокатился на сцепке между вагонами поезда 17-летний парень. Происходящее на мобильники снимали его друзья.

К счастью, за последние годы зацепинг утратил былые масштабы и актуальность в силу того, что и без него есть много законных и менее опасных способов получить адреналин. К тому же средства безопасности и системы видеонаблюдения в метрополитене и на железной дороге вкладывают свою лепту в сокращение таких нарушений.

Официальный представитель ГП «Минский метрополитен» Андрей Кузьмин поясняет:  работники метрополитена практически не оставляют шансов зацеперу остаться незамеченным, ведь сегодня за порядком в минском метрополитене следят более 2000 камер высокого разрешения. Да и после совершения «подвига» скрыться вряд ли удастся.  А далее экстремал передается сотрудникам УВД по охране метрополитена для дальнейшего разбирательства.

Кроме того, большую роль в предотвращении возможной трагедии можем сыграть и мы с вами. Минский метрополитен рассчитывает на помощь пассажиров подземки и призывает немедленно сообщить о подобном правонарушении машинисту по дежурной связи в вагоне метро либо же на станции по системе экстренной связи SOS-инфо дежурному персоналу и милиции.

Троллейбус же — это почти  «Тесла»


Зацеперы в наземных видах транспорта более активны, чем в метро. Наверху для этого вида правонарушений характерна скрытность — проехался и убежал. По своим конструктивным особенностям главным объектом вожделения городских зацеперов стали троллейбусы. У них сзади «для удобства» даже есть лесенка, только предназначена она не для покатушек, а для осмотра крышевого оборудования водителями и ремонтниками.  

— Током травмироваться возможно разве что при обрыве сети и замыкании проводки, но такое роковое стечение обстоятельств маловероятно, — успокаивает начальник управления безопасности движения ГП «Минсктранс» Константин Гололобов.

Сейчас Саша понимает, ему очень повезло, что он серьезно не травмировался во время зацепинга, поэтому может вспоминать с улыбкой тот период юношеского безрассудства
Фото автора

Основная опасность для троллейбусных экстремалов — резкие разгоны и остановки транспорта, во время которых можно упасть на проезжую часть под колеса позади идущего потока автомобилей. Водитель троллейбуса не всегда имеет возможность заметить зацеперов, они цепляются во время отъезда транспорта от остановки и спрыгивают на полном ходу через пару сотен метров.

Официальный представитель ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский по долгу службы хорошо знаком с такой проблемой:

— За проход в тоннель или нахождение на железнодорожных путях метрополитена по статье 18.10 КоАП грозит штраф от 2 до 5 базовых величин. Если же говорить о железнодорожном транспорте, проезд на подножке или крыше вагона по статье 18.4 КоАП сулит нарушителю штраф до 3 базовых величин.

Согласитесь, не такие уж и большие суммы, чтобы раз и навсегда вразумить правонарушителя.

Городские диверсанты


Мне с трудом удалось отыскать зацеперов в Минске. Их «профсоюз» обмельчал, да и ребята они скрытные. Это и понятно, кричать на каждом шагу, что ты зацепер — себе дороже.

Саша учится в колледже. Будучи старшеклассником он не раз ехал на подножке троллейбуса, выказывая свой нонконформизм. Проезжал так небольшое расстояние до школы, после чего спешно ретировался во дворы. Грозящие штрафы и шанс покалечиться парня не останавливали. Но однажды не повезло. Пару лет назад Саша неудачно соскочил с троллейбуса во время очередного перфоманса и подвернул ногу. Это ему дорого стоило, из-за, казалось бы, пустяковой травмы парень вынужденно пропустил важные для себя соревнования. Саша был нападающим в школьной футбольной команде. И только этот момент раздосадовал его настолько, что бесповоротно охладил страсть к зацепингу.

— Сейчас под дулом пистолета не повторил бы на бис свои трюки, — признается зацепер. — Понимаю, мне очень повезло, что не травмировался серьезно, поэтому могу вспоминать с улыбкой тот период юношеского безрассудства.

Второй городской диверсант — хрупкая девушка Аня, которая на поверку оказывается не робкого десятка. Внешность обманчива. Зацепинг на троллейбусе для нее детская забава. Девушка помешана на экстриме: хвастается, показывая на своем телефоне фотографии прыжков с парашютом, а вот уже она позирует рядом с мощным спортивным байком. Селфи с незаконных покатушек на вагоне электрички старается быстрее перелистать. Почему-то такие фото она не хочет афишировать, хотя многие зацеперы любят выставлять напоказ свои подвиги. Девушка отшучивается: чем бы дитя ни тешилось.

Про возраст у девушек спрашивать некорректно, но Аня явно уже не ребенок и «потешными» ее рискованные увлечения язык не повернется назвать. Зацепингом девушка увлекается четыре года, еще со школы:

На вопрос, занимается ли она зацепингом сейчас, Аня отводит взгляд. Винить ее мы не будем и воспитывать тоже. Если и может принести кому-то вред такое занятие, то в первую очередь ей самой.

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter