Современные мессенджеры и коммуникационные сервисы все чаще становятся инструментом бунтов и обогащения

Скованные одной сетью

За минувшее десятилетие социальные сети значительно изменили мировое информационное пространство. Они уже перестали быть центром личного или делового общения и развлечений и порой берут на себя совершенно другие функции: пытаются работать как ньюсмейкеры, нередко плодят фейки или уходят в чисто развлекательный контент. Бизнес в сети приносит тоже хороший доход. Впрочем, у медали есть и темная сторона. Мессенджеры и коммуникационные сервисы в последние годы все чаще становятся инструментом для организации «цветных революций», их активно используют для раскачки общества и нагнетания обстановки. Вместе с экспертами разбираемся в тенденциях развития соцсетей.


Сомнительный контент

Сейчас в мире насчитывается 4,2 миллиарда пользователей социальных сетей. В Беларуси — почти 4 миллиона.
Цифра немалая и увеличивается с каждым годом. Как и количество времени, которое люди проводят в интернете и социальных сетях. В техническом плане данный сегмент постоянно и очень быстро меняется: появляются новые формы связи и общения — видеозвонки, аудиочаты, стримы…
Лента в наших соцсетях становится все более умной, адаптируясь под наши предпочтения и привычки. А молодому поколению, которое с раннего детства растет с гаджетами в руках, все привычнее и комфортнее пролистывать «новости» в различных каналах или просто скроллить картинки, чем читать серьезную аналитику или книги.

Впрочем, у этих тенденций есть и своя «побочка»: рост второсортного контента и «социальной валюты», появление фейков и искажение правды, вытеснение реального общения и «взрыв» ботов… Отдельные блогеры даже видят в соцсетях угрозу традиционным СМИ. Политолог Андрей Лазуткин с таким мнением не согласен:

— Активное использование мессенджеров не говорит о замещении традиционных СМИ. Скорее, речь идет о резком расширении поля для нелегальной деятельности. Конкретно мессенджер Telegram во время протестов применялся по двум причинам.

Во-первых, предполагалось, что он имеет некую защиту и уникальное шифрование. Первоначально в странах Восточной Европы этот мессенджер активно использовался интернет-магазинами по продаже наркотиков, при обороте детской порнографии и в иных деструктивных целях, требующих анонимности, обращает внимание эксперт.

Во-вторых, Telegram к 2019—2020 годам уже имел сравнительно большую аудиторию, которая пользовалась им для обычного общения: то есть он был массовым в отличие от специализированных защищенных мессенджеров.

— Это и позволило создать ряд каналов, которые призывали к протестным действиям и при этом могли рассчитывать на весомый прирост аудитории, — отмечает специалист.

В то же время в России во время акций в защиту Алексея Навального зимой 2021 года гораздо активнее применялся TikTok, акцентирует Андрей Лазуткин:

— Есть разные версии о причинах, но очевидно, что основной критерий — это возраст целевой аудитории, которую, образно говоря, хотят подставить под палки. Очевидно, что 13—14-летний подросток, случайно вовлеченный в протест и получивший взыскания или даже травмы, будет радикализироваться и политизироваться, и к 2024 году (президентские выборы в России) он уже придет сформированным совершеннолетним радикалом с правом голоса. В «детском» TikTok он уже сидеть не будет, но это и не нужно. Вот пример того, как протестная аудитория моделируется заранее, на годы вперед.

Опросы Института социологии НАН Беларуси говорят о том, что наибольшей популярностью в нашей стране пользуются «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Но в то же время, по данным магазина приложений Google Play, самые скачиваемые коммуникационные сервисы среди белорусов — это молодежная платформа для обмена микровидео TikTok и мессенджер Telegram.

В паутине

В других странах, подчеркивает эксперт, почти повсеместно для дестабилизации используется Facebook — Мьянма, Куба, Венесуэла, страны арабской дуги. Здесь основным критерием выступает наличие популярной сети вне национальной юрисдикции, и Facebook в этом плане универсален.
— При этом американские силовые структуры, например Агентство национальной безопасности, могут абсолютно легально по запросу получить любую информацию о любом пользователе американской соцсети. Но действия США направлены не только вовне, как нам кажется, но и на своего внутреннего избирателя. Речь идет об обработке так называемых больших данных и создании так называемых «баз избирателей», — комментирует Андрей Лазуткин.

Эти базы формируются в США по территориальному, половому, религиозному, профессиональному и иному признаку и впоследствии используются для политической агитации во время выборов, поиска сторонников и других подобных целей.

— Надо понимать, что соцсети — это универсальный инструмент, основная задача которого — не делать «цветные революции», а в первую очередь зарабатывать деньги. И их активно применяют против нас только потому, что они находятся вне нашей юрисдикции и мы никак не можем повлиять на их политику.
Специалист приводит в пример Китай, который выстроил дублирующую систему социальных сетей, никак не зависящую от Запада. Свой TikTok там тоже есть, но он не используется для пропаганды самосожжений, акций Навального, распространения порнографии или поддержки радикальных группировок.
Вечером основного дня выборов к расшатыванию ситуации подключилась масса интернет-ресурсов. Основным источником вбросов стали «свободомыслящие» телеграм-каналы.


Сила вброса

Эксперты признают: блокировка соцсетью Twitter аккаунта действующего на тот момент президента США Дональда Трампа «за подстрекательство к насилию» или эксперимент Facebook по манипулированию эмоциями около 700 тысяч человек — все эти прецеденты показывают, что социальные платформы могут влиять на процессы в мировом масштабе.
О том, как умелые манипуляторы сознанием интернет-аудитории с помощью социальных медиа пытались расшатать политическую ситуацию в нашей стране, также напомнил администратор одного из крупных отечественных прогосударственных телеграм-каналов:
— В августе прошлого года из нашей страны пытались сделать своеобразный полигон, на котором предполагали применить новейшие типы информационного оружия. Вспомните: тогда в один момент сработали сразу все ресурсы, заточенные против Беларуси.
Началось: ребята, выходим на площадь и так далее. При этом некоторые посты впоследствии подтирались. И у многих совершенно резонно возникло ощущение: в стране революция, милиция сдает дубинки и срывает погоны. Хотя на самом деле все обстояло иначе. К слову, лишь спустя пару месяцев автор одного из каналов подтвердил, что имела место чистой воды провокация.
По мнению политолога, информационная атака тогда получилась весьма эффективной: «Если бы не были предприняты жесткие ответные меры, трудно сказать, как бы дальше развивалась ситуация». Впрочем, не бывает худа без добра: уже в сентябре в Беларуси начали активно заявлять о себе телеграм-каналы, принадлежащие органам госуправления, организациям и учреждениям, активным людям, не желающим допускать политических и социальных потрясений. Многие начали набирать популярность в сети.
В результате соотношение информационных сил изменилось, фейковые вбросы порой опровергались в течение часа-двух, отмечает собеседник. А с декабря провластные телеграм-каналы стали объединяться и корректировать информационную повестку. Это тоже возымело действие.

Почему до аудитории социальных медиа долго доходила лишь однобокая информация? Это связано в том числе с количеством подписчиков того или иного канала, комментирует эксперт:
— Телеграм-каналы, задававшие тон в «белорусском майдане», как впоследствии выяснилось, были дутыми. Эта платформа позволяет приобретать так называемых ботов: вложив определенную сумму денег, можно прикупить себе определенное количество фейковых подписчиков.
Так каналы создают себе солидный имидж — встречают-то по одежке. Падение же популярности «революционных» телеграм-каналов произошло по нескольким причинам. Во-первых, народ подустал от революционных веяний. Во-вторых, многие стали отписываться от источника информации после признания его экстремистским. А в-третьих, приостановился процесс закупки фейковых подписчиков. В конце концов градус напряжения в обществе удалось существенно понизить.

КТО ЕСТЬ КТО


Facebook — крупнейшая социальная сеть в мире и соцсеть номер один для маркетологов. У нее 2,4 миллиарда активных пользователей в месяц и 1,6 миллиарда активных пользователей в день. Почти треть пользователей Facebook — люди в возрасте 25—34 лет.

YouTube — видеохостинг, предоставляющий пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. Каждый месяц сюда заглядывают более 1,9 миллиарда авторизованных пользователей. Количество авторов, чей годовой доход на YouTube превышает 100 тысяч долларов, увеличилось за год более чем на 40 процентов.

Twitter — соцсеть для публичного обмена сообщениями при помощи веб-интерфейса, SMS, средств мгновенного обмена сообщениями или сторонних программ-клиентов. Более 330 миллионов активных пользователей в месяц, 134 миллиона в день.

TikTok — сервис для создания и просмотра коротких видео, принадлежащий пекинской компании ByteDance. Второе по скачиваемости приложение из App Store и Google Play. Ежедневная активная аудитория — 800 миллионов пользователей, 60 процентов аудитории — в возрасте 18—35 лет.

LinkedIn — социальная сеть для поиска и установления деловых контактов. Более 560 миллионов зарегистрированных пользователей и 303 миллиона активных в месяц.

Instagram — принадлежащее Facebook приложение для обмена фотографиями и видео: один миллиард человек использует его каждый месяц, ежедневно — более 600 миллионов. Около трети пользователей — студенты.

Pinterest — социальный интернет-сервис, фотохостинг, позволяющий пользователям добавлять в режиме онлайн изображения, помещать их в тематические коллекции и делиться ими с другими пользователями. Более 290 миллионов активных пользователей в месяц.

«ВКонтакте» — российская социальная сеть. Аудитория — около 100 миллионов пользователей, 55 процентов из них — женщины. Около четверти пользователей — в возрасте от 25 до 34 лет.

Telegram — кроссплатформенный мессенджер с функциями VoIP, позволяющий обмениваться текстовыми, голосовыми и видеосообщениями, стикерами и фотографиями, файлами многих форматов. В начале 2021 года ежемесячная аудитория превысила 500 миллионов активных пользователей.

«Одноклассники» — российская социальная сеть, которую активно посещают жители Беларуси, Казахстана, Германии, Армении, Грузии и других государств. Самые крупные сегменты пользователей — в возрасте 25—34 и 35—44 года.

­ДОСЛОВНО

Генеральный прокурор Беларуси Андрей ­ШВЕД:

— Мы буквально каждый день мониторим интернет-пространство. При наличии малейших признаков, связанных с тем, что нарушаются требования законодательства по освещению в СМИ различных фактов и событий, немедленно реагируем. Если мы выявляем признаки преступлений, немедленно возбуждаем уголовные дела. Только по результатам мониторинга, проведенного в этом году, непосредственно прокурорами возбуждено более 300 уголовных дел. Эта работа с той же активностью будет продолжаться дальше.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

♦ 3,9 миллиона пользователей социальных сетей насчитывалось в Беларуси в январе 2021 года.

♦ 95,3 процента — столько белорусских пользователей используют соцсети с мобильных устройств.

♦ 41,3 процента — уровень проникновения социальных сетей в Беларуси в январе 2021 года.

♦ 0 — в период с 2020 по 2021 год число пользователей социальных сетей в Беларуси не изменилось, в то время как в период с апреля 2019-го по январь 2020 года количество пользователей уменьшилось на 400 тысяч, или 9,3 процента.

ТЕНДЕНЦИИ 2021 ГОДА

♦ Все большее количество пожилых пользователей присоединяется к соцсетям.

♦ Число пользователей социальных сетей в мире за последний год увеличилось более чем на 13 процентов и составляет 53,6 процента мирового населения. Одна из главных причин этого — разрозненность из-за пандемии коронавируса.

♦ Типичный пользователь социальных сетей теперь проводит 2 часа 25 минут каждый день, что соответствует примерно одному дню бодрствования в неделю.

♦ Растет популярность поиска в соцсетях: в настоящее время около 45 процентов интернет-пользователей в мире утверждают, что обращаются к социальным сетям, когда ищут информацию о товарах или услугах.

Источник — Global Digital 2021.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter