167 бригад СМП только в Минске: выехали с медиками на вызовы к больным с подозрениями на COVID-19

Скорый ответ на вызов вируса

Работа преданных медицине людей важна всегда. Но за последние два года они и вовсе стали современными супергероями, которые, в отличие от экранных персонажей, ежедневно спасают сотни жизней. Корреспондент «Р» заступил на смену с бригадой скорой помощи и посмотрел за процессом ее работы от принятия вызова до дезинфекции машины.

Моментально изучив информацию о вызове, бригада надевает защитные костюмы и выезжает по адресу.

Бригада спешит на помощь

В помещении 11-й подстанции скорой помощи, что на Сырокомли, 3, уже при входе чувствуется атмосфера уверенности и рационализма — нет ненужной суеты. Наблюдая за работой сотрудников со стороны, понимаешь: каждый здесь знает свое дело и выполняет его четко и без запинки, не поддаваясь эмоциям.

Приходит и наш черед заступать на смену. Вместе с фельдшером получаем лист с информацией о вызове. Моментально изучив его и обнаружив, что по симптомам это может быть коронавирус, медики бригады надевают защитные костюмы и выезжают по адресу. Нас, кстати, тоже экипируют. Маска, шапочка, халат — пусть мы и не будем контактировать с больными, но безопасность превыше всего.

Навигатор в кабине водителя ведет нас на улицу Уборевича. Там помощи ждет 64-летний мужчина. Из симптомов — температура 39 градусов, затрудненное дыхание, кашель, кровотечение.

До адреса добираемся за считаные минуты. Медики — к больному, а мы остаемся в машине с водителем Владимиром Апраничем. Он хотя и контактирует с фельдшерами только через закрытое окно в салоне, тоже облачен в полную экипировку. Защита эффективна: он не болел коронавирусом. А чтобы не испытывать удачу, с появлением вакцины привился от заразы и теперь чувствует себя прекрасно.

Прерываем беседу, чтобы по просьбе фельдшера достать из машины кресло-каталку для аккуратной транспортировки больного, которому тяжело стоять. Благодаря специальным полозьям кресло как бы скользит по ступеням, что упрощает перемещение в домах, где нет лифта.

— Может, ковид, а может, и обычная пневмония, — комментирует фельдшер Юрий Круковский. — Пробу на ПЦР-тест взяли в поликлинике, но пока она в работе. Мужчине плохо с прошлой недели, сейчас задышка стала невыносимой, поэтому и вызвали скорую.

Куда везти больного, решает отдел госпитализации. Его сотрудники ориентируются на симптомы, состояние больного, профиль заболевания и загруженность больниц. Доставляем пациента в «десятку» и сигнализируем подстанции, что готовы принять новый вызов. Снимать защитные костюмы пока рано: от них избавляются, если едут на нековидный случай. Но чтобы не гонять машину и бригаду на станцию дезинфекции, экипированным сотрудникам обычно дают вызовы с подозрением на коронавирус до конца смены.

В Центре профилактической дезинфекции каждого тщательно орошают дезраствором.

Спасать жизни — дело привычное

Едем дальше. Ташкентская улица и подтвержденный коронавирус у мужчины средних лет. Вчера он сделал компьютерную томографию, а сегодня пришел результат — 40 процентов поражения легких. Для дополнительного обследования и назначения лечения отвозим его в РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии.

— Неосложненная чистая пневмония — это специализация данного центра, они лучше всего в ней разбираются, — объясняет Сергей Гордейчук.

Оба фельдшера привиты, но за пациентов отвечать не берутся. Статистика по привитым не ведется, потому что в условиях скорой помощи сложно проверить, говорит человек правду или нет. К слову, Сергей Владимирович одним из первых на подстанции заболел коронавирусом — симптомы были очень похожие на инсульт. К счастью, все обошлось благополучно. Как считают медики, шансы поймать «корону» выше в общественном транспорте, чем во время работы на скорой: экипировка и меры безопасности надежно защищают от ковида. Но тем, кто не разгуливает по городу в спецзащите, стоит привиться — это единственно правильное решение в борьбе с ковидом.

После РНПЦ пульмонологии едем на наш третий по счету вызов на улицу Прушинских: у мужа и у ребенка ковид без осложнений. А у жены мазок чистый, но три дня — сильное головокружение, жидкий стул и рвота.

— По симптомам — не исключен дельта-вариант ковида, — анализирует Юрий Круковский. — Возможно, результаты мазка оказались ложноотрицательными.

Кресло-каталку используют, чтобы аккуратно транспортировать больного, которому тяжело стоять.

Диспетчер дает указание везти больную в пятую больницу: с такими симптомами ей нужно в неврологическое отделение. Чуть позже связываемся с подстанцией. Ковидных вызовов пока нет, а это значит, что пришло время ехать на обработку в Центр профилактической дезинфекции.

На месте выходим из машины — каждого тщательно орошают дезраствором. Затем бригада направляется в корпус, где можно снять с себя средства индивидуальной защиты — их потом дезинфицируют и утилизируют. В это время «моют карету»: обрабатывают салон, подножки, двери снаружи и изнутри. Готово! В случае, если бригада получит вызов с предполагаемым ковидом в пути, в автомобиле имеется комплекс СИЗов, который позволит прибыть на вызов полностью защищенным. Мы прощаемся с бригадой скорой, которая отправляется на новый адрес. Ежедневно спасать чьи-то жизни для них — дело привычное.

КОМПЕТЕНТНО

Александр Дубаневич, заместитель главного врача по медицинской части для работы по ГО и мобилизационной работе УЗ «Городская станция скорой медицинской помощи»:

— Повышение обращений в период эпидемического подъема заболеваемости естественно. Чаще всего это жалобы, характерные для состояний, обусловленных острыми респираторно-вирусными инфекциями, то есть повышение температуры тела, слабость, кашель, затруднение дыхания. Надо понимать, что подъем заболеваемости органов дыхания не исключает обращений пациентов с иными вышеперечисленными состояниями. Например, традиционно ежесуточно за скорой медицинской помощью обращается около 100 пациентов с травмами. 

В каких случаях стоит звонить в 103? При экстренных поводах к вызову (потеря сознания, острые нарушения дыхания и т.д.), конечно же, альтернативы обращения, кроме как в службу скорой медицинской помощи, нет. А вот при неотложных поводах (температура, боль в животе, травма, не ограничивающая передвижение и не угрожающая жизни) надо понимать, что в поликлинике имеется гораздо больше возможностей для инструментального и лабораторного обследования пациента и осмотра узким специалистом (травматолог, хирург и т.д.) для постановки диагноза и назначения лечения. К слову, СМП лечения не назначает и рецептов не выписывает.

На данный момент количество бригад «скорой» соответствует минимальным социальным стандартам по обеспеченности населения бригадами скорой медицинской помощи. Для Минска это одна бригада на 12 тысяч населения, то есть более 160. Количество сотрудников достаточное для укомплектования имеющихся бригад. Количество автомашин СМП превышает количество бригад, что делает возможным осуществление их замены без какого-либо ущерба для процесса оказания скорой медпомощи.

grudnitskiy@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter