Скорость и комфорт стоят денег

РЕАЛИЗАЦИЯ проекта предусматривает несколько этапов. На первом в общей сложности платными стали 815 километров республиканских трасс, в том числе участки крупных автомагистралей. Второй этап, к реализации которого инвестор — австрийская компания «Капш Телематик Сервисиз» — уже приступил, рассчитан до 1 января 2014 года и подразумевает расширение системы за счет строительства придорожной инфраструктуры на других участках дорог, которые со временем станут платными. Это касается магистрали Минск—Могилев и реконструированных участков Минск—Гомель, в частности от столицы до Бобруйска. Кроме того, прорабатывается возможность введения ЕТС-системы на участке от Бобруйска до Гомеля, на автомобильных дорогах Минск—Гродно — граница Республики Польша (Брузги) на участке от Щучина до Гродно, Минск—Дзержинск, Барановичи—Волковыск—Пограничный. Третий и четвертый этапы также предполагают расширение сети платных дорог. Однако их выполнение — более дальняя перспектива, требующая подписания дополнительных соглашений. Планируется, что всего протяженность платных магистралей в стране составит более 2,7 тысячи километров.

Правительство определило перечень автодорог, на которых с 1 августа взимают плату за проезд транспортных средств. Платными станут 815 км дорог страны

РЕАЛИЗАЦИЯ проекта предусматривает несколько этапов. На первом в общей сложности платными стали 815 километров республиканских трасс, в том числе участки крупных автомагистралей. Второй этап, к реализации которого инвестор — австрийская компания «Капш Телематик Сервисиз» — уже приступил, рассчитан до 1 января 2014 года и подразумевает расширение системы за счет строительства придорожной инфраструктуры на других участках дорог, которые со временем станут платными. Это касается магистрали Минск—Могилев и реконструированных участков Минск—Гомель, в частности от столицы до Бобруйска. Кроме того, прорабатывается возможность введения ЕТС-системы на участке от Бобруйска до Гомеля, на автомобильных дорогах Минск—Гродно — граница Республики Польша (Брузги) на участке от Щучина до Гродно, Минск—Дзержинск, Барановичи—Волковыск—Пограничный. Третий и четвертый этапы также предполагают расширение сети платных дорог. Однако их выполнение — более дальняя перспектива, требующая подписания дополнительных соглашений. Планируется, что всего протяженность платных магистралей в стране составит более 2,7 тысячи километров.

Взять «напрокат» не получится

Со вчерашнего дня понятие «платная дорога» получило у нас четкую техническую составляющую. Инвестор вложил в проект 267 миллионов евро. Кстати, эта австрийская компания стала проводником подобного обеспечения дорог во Франции, Италии, Чехии, США и других странах.

Безусловно, всех интересует вопрос: как все это работает? Если не лезть в дебри электроники, все довольно просто.

На первом этапе программы в республике создано 48 пунктов обслуживания клиентов, где в течение 10—15 минут автовладельцы смогут заключить договор о предоплате или оплате по факту и получить в залог бортовое устройство. Именно этот прибор обеспечивает списание средств со счета за пользование платной автодорогой и хранит всю информацию о транспортном средстве и его владельце.

Водителю не придется его постоянно контролировать, бортовое устройство само сигнализирует звуком о низком платежном балансе. Пополнить его можно круглосуточно в пунктах обслуживания, расположенных на трассе. Они обозначены специальными знаками, кроме того, подробный перечень есть и на официальном сайте национальной системы электронной оплаты дорог BelToll.

Оплата вносится как в белорусских рублях наличными средствами, так и в безналичной форме по официальному курсу Национального банка.

На определенных участках автомагистралей установлены станции сбора оплаты — специальные порталы или рамки. Это металлические арки со считывающими устройствами, которые в автоматическом режиме снимают деньги с электронного бортового устройства автомобиля. Проезжаете под рамкой — раздается короткий сигнал — проезд оплачен! Ни пробок, ни нервов, ни траты времени. Например, в Польше подсчитали, что платная система делает передвижение по таким дорогам в четыре раза быстрее.

Сам же прибор — это компактная коробочка, которая крепится на лобовом стекле машины и работает по технологии радиосвязи на коротких расстояниях. Устройство позволяет водителю не останавливаться для оплаты, двигаться с той же высокой разрешенной скоростью и не менять полосу движения. Если кто-то едет через Беларусь транзитом, то на границе получит назад свои средства, вернув прибор. Кстати, его залоговая стоимость 20 евро для легковых автомашин и 50 евро для транспортного средства с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны.

Бортовое устройство персонифицировано, так что «взять напрокат», попытавшись таким образом сэкономить, не получится. Систему обмануть нельзя. Австрийцы все продумали четко: хоть обгоняй кого-то перед рамкой, перестраивайся в другой ряд — платить все же придется. Видеокамеры порталов снимают номерные знаки спереди и сам автомобиль в профиль, чтобы подтвердить количество осей. Информация проверяется в специальной базе данных.

Количество зарегистрированных пользователей электронной системы сбора платы за проезд превысило 50 тысяч. В соответствии с Указом Президента Беларуси № 426 от 27 сентября 2012 года от дорожных сборов освобождаются транспортные средства, зарегистрированные на территории стран Таможенного союза, с технически допустимой общей массой не более 3,5 тонны. Бесплатно смогут проехать мопеды и мотоциклы, зарегистрированные в Беларуси, колесные тракторы и самоходные машины, транспортные средства оперативного назначения, а также используемые в целях обеспечения обороноспособности и правопорядка. Не нужно будет платить водителям маршруток для городских перевозок пассажиров, автомобилей, применяемых для оказания медпомощи, ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок грузов гуманитарной помощи населению нашей республики и других стран.

А вот всем водителям грузовиков, фур, автобусов, даже с белорусскими номерами, также придется раскошелиться по принятым нормам.

Дисциплинировать будут штрафы

Постановлением Минтранса Беларуси четко определены тарифы за проезд по платным автодорогам. Здесь все прозрачно: авто весит до 3,5 тонны — сумма сборов составит 4 евроцента за один километр платного участка; более 3,5 тонны — автобус или грузовик с двумя осями — 8 евроцентов; с 3 осями — 10, с четырьмя и более — 12 евроцентов.

Транспортной инспекции Минтранса предписано контролировать соблюдение пользователями платных автодорог установленного законодательством порядка взимания сборов за проезд. На должностных лиц инспекции возлагаются полномочия по принятию решений о блокировке колес, задержании и эвакуации транспортных средств на охраняемую стоянку в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Начальник главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Евгений Рокало отметил: документ емкий, регулирующий все взаимоотношения, которые могут возникнуть между пользователями дорог, предприятием «Белавтострада», оператором электронной системы и Транспортной инспекцией.

А как же быть, если автовладелец отказывается устанавливать на свой грузовик прибор? Ведь в таком случае плату с него взять нереально. В «Белавтодоре» говорят, что такие ситуации неизбежно будут иметь место. Но, по прогнозам дорожников, все уляжется через месяц-полтора, ведь водителю придется оплачивать наложенный транспортной инспекцией штраф. Размер платы за проезд транспортных средств в увеличенном размере составит 50 евро в случае неполной оплаты и 100 евро в случае неоплаты для водителей легковых автомобилей, 130 евро при неполной оплате и 260 евро при неоплате для водителей транспортных средств с допустимой общей массой более 3,5 тонны.

Если штрафная плата по каким-либо причинам не была внесена на дороге или на границе, то ее истребуют, когда водитель снова въедет в Беларусь, — даже, например, через год.

Заметим, что сам по себе объезд порталов взимания оплаты — не нарушение законодательства: ведь если по платному участку не ехать, то и платить необязательно. Но, думаю, нынешние перевозчики ценят время. Если они воспользуются платной автодорогой, то смогут пересечь всю Беларусь за 6—8 часов, если же будут ехать объездными путями, то не уложатся в сутки.

— Безусловно, водитель может объехать некоторое количество порталов на расчетных сегментах, съехав на второстепенную дорогу, но будет ли ему это выгодно? — таково мнение Евгения Рокало.

Вполне по-европейски

В соседней России система оплаты дорог еще только развивается. По данным федерального дорожного агентства, сегодня в стране свыше 500 километров трасс эксплуатируется на коммерческой основе. Однако уже через несколько лет их протяженность должна увеличиться до трех тысяч километров.

Среди них подмосковный участок трассы М4 «Дон», обходы Ельца и Яркино. К концу 2013 года планируется сделать еще и платный обход Воронежа, а также участок северного обхода Одинцово от МКАДа до Минского шоссе на трассе М1 «Беларусь». А в 2014 году планируется ввести обход Вышнего Волочка по дороге в Санкт-Петербург.

В Сербии, Швеции, Швейцарии, Италии и Словакии на платные дороги приходится от 1 до 3 процентов всех магистралей. Во Франции, Греции, Испании, Чехии, Норвегии, Турции, Венгрии, Ирландии и Польше этот показатель не превышает одного процента. В Германии для легкового транспорта все дороги бесплатные, а плата взимается только с грузовых автомобилей.

Развязки платных дорог устроены так, что въехать на трассу или покинуть ее в объезд контрольно-пропускного пункта невозможно. КПП — это широкие участки дороги, где расположены турникеты. Иногда для легкового и грузового транспорта сделаны отдельные турникеты, какие-то предназначены для проезда по специальным картам. Оплата может производиться при въезде на трассу или при выезде с нее. Во втором случае кассир считывает с магнитной карточки информацию о пройденном расстоянии и принимает соответствующую оплату.

Самый дорогой проезд — во Франции. Там за каждый километр нужно заплатить около 0,12 евро. Здесь же находится самая дорогая трасса Реймс—Шамони, стоимость проезда по которой составляет 47 евро за 623 километра. Также одни из самых высоких в Европе дорожных сборов в Испании — в среднем около 7 евро за 100 километров.

В Италии автомобилисту придется заплатить примерно 4 евро за каждые 100 километров. Самые низкие дорожные сборы в Европе — в Греции — от 1,5 до 4 евро.

В Хорватии практически все автобаны платные. Цена проезда доходит до 8 евро. Проезд по сербским автобанам, являющимся кратчайшим путем из Европы в Грецию, — также удовольствие не из дешевых. В зависимости от расстояния придется заплатить от 10 до 25 евро. В Турции есть несколько платных автобанов, стоимость проезда примерно 0,3 евро за 100 километров. Кроме того, платными являются оба моста через Босфор.

При этом во многих европейских странах для передвижения по платным дорогам требуется наклейка — так называемая виньетка или стикер. В Австрии, например, стоимость 10-дневного стикера, что-то типа абонемента на проезд через данный участок дороги, составляет порядка 9 евро, годового — около 80 евро. Их, как правило, можно купить на любой бензозаправке или в приграничных пунктах обмена валют. Штраф за езду без виньетки, независимо от расстояния, составляет порядка 120 евро, при невозможности оплаты на месте он увеличивается почти втрое.

Александр ШЕВКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter