Скоро в школу?

Собирайтесь на здоровье! На вопросы читетелей “НГ” отвечают врач отделения гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Елена Хмара и заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Валентина Маевская.

Собирайтесь на здоровье!

На вопросы читетелей “НГ” отвечают врач отделения гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Елена Хмара и заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Валентина Маевская.

(Окончание. Начало в № 142.)
 — Меня зовут Алексей, из Минска звоню. Сын в этом году пойдет во второй класс. Нас попросили купить рабочие тетради по белорусскому и русскому языкам, математике и дневник-ежедневник. Должны ли мы это покупать или нам их выдадут в школе? И хватит ли вообще в этом году учебников? Спрашиваю потому, что второй части рабочей тетради по математике мы в магазинах не нашли: первая часть есть, второй нет. Они что, разными тиражами издаются, что ли?
В.М.: — Уважаемый Алексей, я хочу пояснить, что рабочая тетрадь не является обязательным элементом учебного процесса. Обязательные — это учебники и обычные тетрадки, в которых пишет ученик. Рабочая тетрадь может по желанию использоваться как дополнительная. Если вы хотите позаниматься больше, чем предусматривает программа, развивать своего ребенка, то можете приобрести рабочую тетрадь. Но учитель не вправе настаивать на приобретении тетрадей всеми учениками.
— А почему так получилось, что первая часть рабочей тетради есть, второй нет, и когда поступит, неизвестно? И вообще, весь город вынужден ехать за ними в один магазин — “Академкнигу”.
— Рабочие тетради издаются частными издательствами, Министерством образования тираж не контролируется. Поэтому я не могу сказать, когда в продажу поступят недостающие части. А в целом у нас в начальной школе проблемы с учебниками никогда не было. Учебники все переизданы, причем в двух частях, чтобы избежать перегрузки ранца, их достаточно в резервном фонде библиотек. В прошедшем учебном году возникла проблема с учебниками в 9-х “штрих” и 11-х “штрих” классах. Но трудности ощущались всего одну четверть, при изучении некоторых разделов или параграфов.
— То есть бежать в библиотеку за учебниками пока не надо? Или все-таки надо, чтобы сыну не досталась старая и потрепанная книга?
— 1 сентября всем ученикам раздадут учебники, классный руководитель получит их в библиотеке. Учебники мы в этом году переиздавали для четвертого класса, а для второго класса срок фондирования не истек. То есть они не 2009 года издания, а двухлетнего “возраста”. Если так волнуетесь, можете обратиться к классному руководителю за учебниками после 15 августа, когда окончится пора отпусков.
— И еще один вопрос: количество школ с белорусским языком обучения у нас сокращается. Какие-то меры Министерство образования предпринимает, чтобы они не исчезли?
— По статистике, у нас школ с белорусским языком обучения больше, чем школ с русским языком обучения. Но количество обучающихся на русском языке больше, чем количество тех, кто изучает все предметы по-белорусски. В Минске белорусский язык обучения введен в школе № 60 (Московский район), гимназиях № 4 (Фрунзенский район),  № 23 (Советский район), № 9 (Первомайский район). Хочу обратить ваше внимание, что выбор языка обучения осуществляется родителями. Наша задача — удовлетворить их запросы. Отмечу, что во многих школах открыты классы с белорусским языком обучения.
 — Мама ученика 9-го “штрих” класса беспокоит: скажите, электронные учебники как-то оцениваются с точки зрения гигиенистов?
В.М.: — Электронные версии учебников мы использовали из-за невозможности одномоментно переиздать все необходимые ученикам 11-летки книги. В следующем году у нас еще будут использоваться отдельные версии электронных учебников — в 11-х “штрих” классах. То есть 9-й “штрих” пойдет в 10-й класс, 9-й класс — в 11-й “штрих”. Им предстоит частично использовать электронные версии учебников.
Сейчас Министерство образования разработало методические рекомендации по использованию электронных средств обучения. Но не все зависит от нас: мы проводили анализ обеспеченности учеников домашними компьютерами и выяснили, что процентов 80 учеников имеют дома компьютеры. За учебником или нет, но они все равно большое количество времени проводят перед монитором. Необходимо, чтобы родители контролировали, сколько часов в день сидит перед экраном их ребенок. 
— Меня зовут Наталья, я из Минска. Собираюсь покупать школьную форму и хочу уточнить, что имеет право требовать от учеников администрация школы, а что не имеет. Есть ли какие-то ограничения по цвету, форме и длине юбки? На мой взгляд, понятие делового стиля растяжимое, поэтому у некоторых директоров просто зашкаливает: из школы в мае девочку отправили домой переодеваться только потому, что она пришла на занятия в ярко-розовом брючном костюме.
В.М.: — Уточню: мы говорим сейчас не о школьной форме, а о деловом стиле одежды, который предполагает строгость, выдержанность, но соблюдение модных тенденций. Модели одежды делового стиля размещены на сайтах Министерств образования и торговли, концерна “Беллегпром”. Вы можете посмотреть, что относится к деловому стилю. Для девочки школьной одеждой может быть юбка, пиджак, платье, сарафан, брюки; для мальчика — костюм, а в холодное время года еще жилетка. Длину юбки, конечно, выбирают сам ребенок и родители, администрация не вправе требовать одинаковой длины.
Определить форменную одежду учреждение образования должно вместе с родительским комитетом. В школах должны быть проведены собрания с просмотром моделей одежды делового стиля, после чего принято решение о том, что же в вашем учреждении будет считаться деловым стилем. Выбранные образцы доводятся до сведения всех родителей, тогда им проще придерживаться единого стиля. Те образцы моделей, которые вы найдете на нашем сайте, выдержаны по цвету, гигиеническая составляющая тканей проверена и не вызывает сомнений, подготовлены с учетом возрастных особенностей учащихся.
— А можете перечислить цвета деловой одежды?
Е.Х.: — Как правило, школа выбирает не модель, не фасон, а рекомендует одежду делового стиля определенного цвета — черного, синего, бордо, всех оттенков серого, но не пестрого и яркого.
— Та школьная форма, которая висит на кронштейнах в магазинах и помечена отметкой “Сделано в Беларуси”, вся отвечает санитарно-гигиеническим нормам?
— Недавно было проведено совместное совещание министерств образования и торговли, концерна “Беллегпром”. Министерство образования отследило, как идет торговля школьным ассортиментом, и позаботилось о том, чтобы в магазинах увеличилось количество моделей, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, которые хорошо раскупаются.
 — Провокационный вопрос: когда разрабатывались эти рекомендации, психологи или специалисты по цветотипам людей привлекались?
В.М.: — Конечно, работала целая группа, и каждая модель обсуждалась широкой общественностью. Проводились неоднократные показы тканей, создавались образцы моделей, из 50—70 моделей на просмотрах выбирались 20—30. Проводились психологические исследования среди подростков о восприятии того или иного цвета, той или иной формы одежды.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter