Яркие мгновения выставки "Францыск Скарына i наш час"

Скорина: от галстука до марки

Хотите примерить на себя образ Франциска Скорины? Пожалуйте в Национальную библиотеку. Здесь открылась необычная выставка — «Франциск Скорина и наше время». Подходим к стенду с изображением великого просветителя, просовываем голову в отверстие — и вуаля, на фото все увидят вас в шестнадцатом веке в образе Франциска.



Здесь вы не встретите фолиантов и монументальных полотен. Зато удивитесь, насколько образ Скорины, благодаря которому мы отметим 500–летие национального книгопечатания, вошел в нашу повседневную жизнь. Настоящий узнаваемый национальный бренд!

Экспонаты собирали везде. По музеям, школам, в собственных квартирах. Кафе «У Франциска» предоставило пивные кружки, тарелки, обложки меню — все со знаками первопечатника. Рядом за стеклом — хенд мейд, Скорина своими руками. Милые поделки учащихся полоцкой гимназии любого заставят улыбнуться. Да чего только нет! Кружки, упаковки заварки, пакеты для покупок, ручки... Вот пластиковые банковские карты с изображением Скорины. Вот гимназическая форма... Раскраски для детей используются радостными юными посетителями тут же.

Кстати, для наглядности экспозиция разделена на стенды. Витрина «Ученый»: галстук, портфель, брошюры, материалы конференций, ручки. Полная экипировка! Между прочим, личные вещи куратора выставки Александра Суши. Стенды «Школьник», «Коллекционер», «Банковское дело»... Скорина везде!

1. Студент



Этот персонаж встречает нас прямо у входа. Манекен, одетый в яркую красную майку, утверждающую, что Франциск Скорина — конкретный мажор. Великий полочанин с заговорщицкой улыбкой салютует нам пивной кружкой... Да, в молодежной субкультуре образ первопечатника тоже усвоен! У «студента» есть «подруга» — тоже манекен, только на ее майке Скорина в виде... чумного доктора. А почему бы и нет? Мы забываем, что наш Франциск — не бронзовый истукан. Он влюблялся и шпионил, занимался алхимией и, конечно, практиковал как доктор. А поскольку эпидемии были делом обычным, вполне возможно, что доводилось примеривать зловещий костюм с кожаным «клювом» на маске, куда помещали обеззараживающие зелья. К модным прикидам студентов самое то — рюкзак, увешанный значками. Значки — простой и доступный способ продемонстрировать свои идеи и пристрастия. Почему же не национального героя?

2. Орден Франциска Скорины


 

Что понравилось — экспонаты не безлики, они почти всегда имеют конкретных владельцев. В витрине, посвященной наградам, — медаль и орден. Медаль Франциска Скорины принадлежит Галине Киреевой, заведующей отделом Национальной библиотеки. Свой орден Франциска Скорины для экспонирования предоставил известный белорусский писатель Владимир Липский.

— Скарына — наш генiй, вялiкi гонар мець узнагароду, якая носiць яго iмя. Ягоныя прадмовы да кнiг я б выдаваў асобнымi брашурамi i раздаваў кожнаму беларусу! — считает кавалер ордена.

3. Первая скорининская марка


Может, этот экспонат и не слишком бросается в глаза. Но уникален: первая почтовая марка с изображением Франциска Скорины! Она выпущена в 1921 году. Марка очень редкая, филателисты спорят, не ее ли считать первой белорусской, поскольку, по некоторым данным, она могла быть напечатана и в 1918–м. Как пишет коллекционер Лев Колосов: «В центре изображение Скорины с гравюрного портрета из «Библии». Отличается исключительной тонкостью и точностью проработки лица, фигуры, одежды и других деталей. Вверху надпись кириллицей «Беларусь. Почта». Внизу латинкой мелкими буквами надпись «Франциск Скорина из Полоцка. 1517 — 1917».

Кроме этого раритета, в витрине и другие марки с изображением просветителя, выпущенные в БНР, БССР, в суверенной Беларуси.


4. Экслибрисы


Белорусская книга и Франциск Скорина — понятия нераздельные. Нередко образ первопечатника используется в экслибрисах, штампах для домашних библиотек. «Правильный» экслибрис — произведение искусства. Такие предоставил известный коллекционер Олег Судленков. Вот скориновская символика на экслибрисе домашней библиотеки Михася Мицкевича, сына Якуба Коласа. А вот необычный экспонат.



— Это не просто экслибрис известного художника Виктора Шматова, сделанный им самим, — рассказывает коллекционер. — Мы можем увидеть всю технологию. Вот изначальный рисунок карандашом на бумаге, деревянная дощечка, на которой он вырезан, оттиск.

Лицо Скорины на штампе задумчиво–вдохновенно: просветитель явно готовится записать рождающиеся мысли. Нам, потомкам, в назидание.

5. Магнитики и лотерейный билет


В свое время 500–летие Франциска Скорины тоже не прошло неотмеченным. Пятьдесят лет назад, еще в Советском Союзе, Министерство культуры БССР организовало юбилейный выпуск денежно–вещевой лотереи. Розыгрыш состоялся 7 сентября 1990 года, в весьма нелегкое время ломки политического строя. Вот билет того выпуска. Не знаю, выигрышный ли. Вряд ли, конечно, в таком случае он не стал бы экспонатом. Зато выиграли мы все, получив возможность созерцать забавный ностальгический артефакт.


Интересно, разыгрывался ли в той лотерее холодильник, какой–нибудь нервно урчащий «Минск»? Сегодня холодильник — еще одно место... пропаганды. Да–да. Магнитики — то, что мы привозим отовсюду, что каждый день видим, придя на кухню. У белоруса там просто должен быть Франциск из Полоцка! Вот их сколько, магнитиков с его портретом — на любой вкус!

Кстати

Выставка продлится до 7 июня. Но коллекция ее будет все время пополняться. И вы тоже можете добавить туда свои экспонаты!

rubleuskaja@sb.by

Советская Белоруссия № 66 (24948). Суббота, 9 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter