Скорбное эхо Чернобыля

Четверть века назад рядом с Беларусью произошла крупнейшая катастрофа

Четверть века назад рядом с Беларусью произошла крупнейшая техногенная катастрофа

Вполне возможно, что причин и правды о факторах, приведших к взрыву на 4-м реакторе Чернобыльской АЭС, человечество никогда не узнает, да и вникать в технические детали параметров аварии, действия дежурного персонала и инженеров станции – дело специалистов-атомщиков.

В тот день, 26 апреля 1986 года, была суббота, стояла чудесная солнечная погода. В выходной тысячи жителей городов и деревень выехали на природу, работали на дачных участках, не подозревая, что на Беларусь выпадают радиоактивные осадки…

Лишь 2—3 мая в Гомельской области начали эвакуировать людей и проводить первые робкие меры, связанные с аварией на приграничной атомной станции. Позже, намного, к сожалению, позже, для ликвидации последствий катастрофы из различных регионов СССР было направлено около миллиона человек, в том числе более 120 тысяч из Беларуси.

Регион катастрофы разделили на три сектора.

Ответственным за первый (на территории Беларуси) был назначен Краснознаменный Белорусский военный округ, за второй и третий — Киевский и Прикарпатский военные округа.

В сектор КБВО, кроме соединений и частей округа, направлялись полки из Прибалтийского, Северо-Кавказского, Средне-Азиатского, Уральского и Московского военных округов, части гражданской обороны, подразделения МВД, в том числе милиции.

Радиоактивную пыль смывали специальными растворами. Вручную и с помощью спецтехники снимали радиоактивный грунт, зараженные строения, технику вывозили в специальные могильники.

Радиационный фон в местах работы был очень высокий: 50—60 млр/час и более. Еще одна сложность заключалась в том, что опыта в ликвидации подобных аварий не было. Приходилось срочно составлять инструкции по технике безопасности и личной гигиене, жестко контролировать меры защиты каждого ликвидатора. Надо отдать должное: люди работали, не допуская даже мысли о недобросовестном выполнении заданий. Они не спрашивали, сколько им заплатят, какие льготы им положены. Многие получили значительно большие дозы облучения, нежели записанные в медицинских карточках…

Строительство саркофага-укрытия 4-го энергоблока было закончено 6 ноября 1986 года.

Память об участниках ликвидации последствий чернобыльской катастрофы не должна померкнуть в сердцах современников и потомков. Список ликвидаторов велик! Я отмечу тех, с кем в те напряженные дни пришлось работать лично мне: генерал-полковник В. Вобликов, генерал-лейтенант И. Вельджанов, генерал-лейтенант А. Пономарев, генерал-майор И. Кожевников, генерал-майор Е. Артеменко, генерал-майор Ю. Яковлев, генерал-майор В. Бабкин, генерал-майор В. Краюшин, полковник А. Кутузов, полковник И. Кулан, полковник Н. Волков, полковник В. Бородкин, полковник И. Гаркуша, полковник м/с В. Каменков, полковник А. Лабунский, полковник Д. Глех, майор м/с П. Татьянченко, сержант Г. Тесленко…

Надо сделать все, чтобы никогда на Земле не было радиационных катастроф, сравнимых по масштабам с Чернобылем. Однако последние события в Японии показывают, что проблемы безопасности на современных АЭС остаются весьма сложными и труднорешаемыми.

Александр СОЛДАТЕНКО, генерал-майор в отставке, бывший начальник оперативной группы сектора № 1 КБВО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter