«Скорая помошь» для молочнотоварных ферм

Технический сервисный центр по обслуживанию доильных залов, холодильного оборудования и молокопроводов открытого акционерного общества «Сморгоньагросервис» в этом году награжден почетной грамотой РО «Белагросервис» как один из лучших в объединении. Директор предприятия Александр ВОЗНЯК после вручения такой награды не скрывал радости: агросервис впервые получает эту награду. Значит, усилия коллектива монтажников, слесарей по обслуживанию доильного оборудования были не напрасны, справедливо отмечен и их вклад в общий успех производства молока.

Так называют сервисные центры по обслуживанию доильного оборудования

Технический сервисный центр по обслуживанию доильных залов, холодильного оборудования и молокопроводов открытого акционерного общества «Сморгоньагросервис» в этом году награжден почетной грамотой РО «Белагросервис» как один из лучших в объединении. Директор предприятия Александр ВОЗНЯК после вручения такой награды не скрывал радости: агросервис впервые получает эту награду. Значит, усилия коллектива монтажников, слесарей по обслуживанию доильного оборудования были не напрасны, справедливо отмечен и их вклад в общий успех производства молока.

Так уж сложилось, что лавры первенств в основном достаются операторам машинного доения и работникам зоотехнической службы. А тот, кто обслуживает доильное оборудование, от кого качество получаемой продукции зависит не меньше, чем от животноводов, обычно остается в тени. Хотя без специалистов такой службы сегодня уже не обходится, пожалуй, ни одно сельхозпредприятие республики. Электроника шагнула и на молочнотоварные фермы.

Монтировать доильные залы Сморгонский райагросервис начал года 4 назад. Уже тогда его руководство посчитало — дело это перспективное и выгодное. Оно и понятно, в минувшей пятилетке на эту отрасль АПК делалась большая ставка. Многие хозяйства вели реконструкции старых или строили новые молочнотоварные фермы с доильными залами. Правда, первопроходцами в этом деле на Гродненщине были коллеги из Вороновской райсельхозтехники. Со временем они могли прибрать себе этот лакомый кусочек — сначала производства, а потом и сервисного обслуживания на Сморгонщине. Но если обучить своих людей, получить соответствующее разрешение, рассуждали в местном агросервисе, то можно и самим заняться монтажом доильного оборудования. А если его установить, опробовать и запустить в работу, то для обслуживания останется заключить только договоры.

Получив необходимые знания, а потом и навыки в учебном центре «Вестфалии», бригада специалистов первый экзамен держала в филиале «Жодишки». Правда, за консультацией пару раз приходилось обращаться к представителям фирмы, которые потом приехали принимать работу. Оценку они, как и в хозяйстве, дали высокую. Так что первое испытание монтажники и наладчики выдержали успешно. Затем был второй доильный зал, третий, четвертый…

— Мы уже смонтировали десять доильных залов, — не без гордости за проделанную работу рассказывает руководитель райагросервиса Александр Возняк. — Причем не только в своем районе. Несколько доильных залов в соседнем Островецком — это тоже наша работа. Еще по одному обслуживаем в Вилейском и Молодечненском районах. А всего у нас на балансе, если так можно сказать, более 20 доильных залов плюс молокопроводы. В текущем году смонтируем еще три.

Этой работой занимаются три бригады сервисного центра. У каждой своя специализация. Одна проводит обслуживание, другая — монтаж, третья — обустройство водопроводов на животноводческих фермах. Но полного разделения специализации не существует, при необходимости один специалист может заменить другого. За исключением разве что тех работ, которые требуют определенных глубоких знаний. Не каждый, например, знает работу электронного оборудования.

Мастеров по обслуживанию доильных залов в какой-то степени можно сравнить с работниками «скорой медицинской помощи». Врачи в срочном порядке выезжают к больным, а специалисты по обслуживанию доильного оборудования — на фермы. Не будут же стоять недоенными коровы по 10—15 часов.

— Иногда приходится работать и без выходных, — включается в разговор заместитель директора по производству и обслуживанию животноводческого оборудования Борис Епимашко. — Были случаи, когда за день выезжали по двум вызовам. Управились. А что касается планового обслуживания, то составлен график с учетом отработанного оборудованием времени и вида работ.

В финансово-экономическом плане большой прибыли райагросервису они не дают. Но не обойтись без них сельхозпредприятиям. В общем объеме производства этого подразделения на их долю приходится около 30 процентов. За прошлый год — это около 250 миллионов рублей. Конечно, хотелось бы больше. Но для сельхозпредприятий даже такая сумма иногда казалась непосильной. Поэтому раньше расчеты за оказанные услуги поступали несвоевременно, пока не перешли на новую форму — перевод долга через молокозавод. Теперь в этом плане нет никаких проблем. Правда, трудно сказать, насколько в выигрыше от такого нововведения оказались сельхозпредприятия, а вот в райагросервисе теперь точно знают, когда и сколько поступит денег. Проще стало планировать и работу.

Но одна общая проблема — подорожание комплектующих — все-таки донимает всех. До 2010 года доильные залы практически полностью были импортного производства. Потом их постепенно начали насыщать отечественными металлоконструкциями. Но оснастка осталась прежней. Для некоторых залов пробовали, например, приобрести другую, более дешевую, сосковую резину. Не получается, не стыкуется она с отработанной годами технологией.

Помню, как-то в Несвижском райагросервисе видел отечественную такую резину. На вид как будто неплохая, к тому же дешевле импортной, а вот качество все-таки не то. Слишком жесткая, может вызывать маститные заболевания. А покупать импортную — дополнительные расходы. Александр Возняк показал счет на оплату такой сосковой резины. Удивляться действительно было чему: ее стоимость буквально за какие-то два-три месяца выросла с 43 тысяч рублей до 82 тысяч.

— Как-то нам предложили резину английского производства, — вспоминал он. — Попробовали — не то. Пришлось заменить всю партию.

Говорят, на ошибках учатся. Специалисты техцентра за время монтажа и обслуживания доильных залов прошли хорошую школу. Нареканий на их работу из сельхозпредприятий не припоминают. Они обеспечены самым современным оборудованием. А в сочетании с высоким чувством ответственности это гарантирует надежную работу доильных залов.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

На снимках: Директор агросервиса Александр ВОЗНЯК и главный инженер Петр БЕЛЯЧИЦ интересуются работой оборудования; Слесари ОАО «Сморгоньагросервис» Вениамин РУБАН и Анатолий СЕРГИЕНКО занимаются обслуживанием доильного оборудования на МТФ «Ковали» СПК «Солы» Сморгонского района.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter