О конкуренции

Скользкий тендер

С чего начинается ремонт в собственной квартире? С покупки новых обоев и краски. А с чего начинается ремонт в государственном учреждении? С проведения тендера. Заказчик выбирает, какая фирма или предприятие и в какие сроки приведет это самое учреждение в порядок.


С новым строительством проблем, как правило, мало. Там все до мелочей - чуть ли гвозди не поштучно - подсчитывают и учитывают проектировщики. При текущих ремонтах смету составляют сами участники конкурсного тендера, опираясь на техническое задание. И вот тут начинается свистопляска. Поскольку понятно, что выигрывает тендер тот, кто сведет затраты заказчика к минимуму. Именно поэтому каждый старается удешевить смету как может.


Кто-то химичит с материалами и их расценками, кто-то намеренно "пропускает" определенные операции, грубо нарушая технологию строительства, кто-то и вовсе идет на преступление, не включая в смету налоги и сборы. Забывая, между прочим, что смета без этих отчислений и вовсе не является документом. Об этом абсолютно недвусмысленно говорит статья 663 Гражданского кодекса. Государство свое возьмет, налоги исполнитель выплатит все равно, но, догадайтесь, за счет чего? Либо за счет прибыли предприятия, либо, и случаев таких немало, залезет в карман рабочих. И будут ждать строители годами собственную зарплату... Такой неутешительный вывод я сделала, пообщавшись недавно с представителями нескольких строительных фирм.


Вообще-то заказчик имеет право нанять экспертов, если в учреждении нет собственных специалистов. Они-то и помогут обнаружить в тендерных заявках несоответствия и даже явные нарушения. Но многие ли это делают? Единицы. Легче закрыть глаза или вовсе договориться с исполнителем работ по принципу "ты - мне, я - тебе". И договариваются. Иногда ремонт по такому договору проходит на пару месяцев раньше, чем назначается срок проведения тендера. Совсем недавно такой вот "тендер на бумаге" провела некая бюджетная организация, а потом и одно из учреждений здравоохранения в области. Строители шлют заявки на сайты, едут смотреть фронт работ. А "фронт работ" сияет свежеокрашенными стенами и полами.


Несколько лет назад на таких вот "внутренних" договорах при проведении тендеров погорел чиновник одного из районных отделов культуры Брестчины. Твердая ставка так называемого отката была у него 10 процентов от стоимости ремонта клуба или библиотеки. Высоковато, решили некоторые подрядчики, и хотя обещали заплатить, не дали взяточнику ни копейки. Чиновник обиделся и забросал жалобами Комитет госконтроля: вот, мол, гадкие какие строители, что-то у них с качеством работы совсем плохо. Помогите, разберитесь. Помогли и разобрались. Проверка КГК закончилась возбуждением 18 уголовных дел: по каждому эпизоду вымогательства. И собственная схема проведения тендеров чиновнику не помогла: сел он надолго. В общем, обхитрил сам себя...


Надеюсь, что разбираться и с ушлыми заказчиками-нарушителями, и с хитрыми исполнителями все также будет Комитет государственного контроля. У них опыт в этом деле большой. Каждая третья проверка, проводимая в строительстве, выявляет нарушения, связанные с проведением тендеров по закупкам и выбору подрядчика. Только Барановичский межрайонный Комитет государственного контроля Брестской области ежегодно выявляет от 30 до 40 нарушений закупок. И по результатам этих проверок ежегодно возбуждается до 10 - 12 уголовных дел. Председатель Барановичского подразделения КГК Олег Данилов в разговоре со мной высказал такую точку зрения. Контроль достаточный, особенно что касается расходования бюджетных средств. Просто правила игры поменялись несколько раз за последнее время. Процедура новая, а все новое требует времени для освоения.


А, на мой взгляд, контроль тоже мог бы быть жестче. А для этого схема проведения тендеров должна стать совсем прозрачной. Сегодня участники конкурса могут лишь предполагать, на основании чего выиграл конкурент. Что именно у него лучше - компетенция, цены или умение "сунуть в конверте"? Так почему бы не открыть конкурентам доступ к документам субъектов, выигравших конкурс? Уж они бы быстро и точно выявили все завышения и занижения цен, разобрались бы с налогами, сборами и с предполагаемыми откатами. Конкуренция - хорошая штука, как ни крути.


grinya.w@mail.ru


Советская Белоруссия №123 (24506). Среда, 2 июля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter