Скользкая траектория

Вчера премьер-министр Польши Марек Белка прилетел в Берлин для переговоров с канцлером Германии Герхардом Шредером.
Вчера премьер-министр Польши Марек Белка прилетел в Берлин для переговоров с канцлером Германии Герхардом Шредером. За этой встречей пристально следили и немцы, и поляки. Почти через 60 лет после окончания Второй мировой войны на Одере неожиданно открылся ее "второй фронт".

Всего несколько недель назад польский сейм единогласно принял резолюцию, в которой говорится, что Польша "все еще не получила адекватной компенсации" за ту войну. По оценкам польских специалистов, страна потеряла около 6 миллионов своего населения (большинство из них - евреи), а также 40 процентов национального богатства, то есть в пересчете на сегодняшние деньги порядка 640 миллиардов долларов.

Справедливости ради стоит сказать, что атака польских депутатов на самом деле являлась контратакой. Небольшая группа немцев, именующая себя "Прусским обществом за возврат собственности", до этого заявила свои права на собственность, конфискованную польским правительством после завершения войны. Как известно, восточные земли Германии были переданы Польше, в результате около 8 миллионов немцев покинули свои дома... Теперь их потомки собираются подать иски в европейские суды.

Тревогу вызывает не то, что кто-то собирается обратиться в суд, - это его право, - а то, что все это всерьез обсуждается на государственном уровне. С одной стороны, поляки ступили на скользкую тропу (они ставят под сомнение международное право), с которой можно скатиться к хаосу в международных отношениях. В договорах Польши с ГДР 1953 года и с ФРГ 1970 года черным по белому записан отказ от каких-либо претензий. С другой стороны, неоднозначная реакция вызвана в немецком обществе. Нет-нет, все - министры, редакторы и т.д. - по-прежнему против ревизии. Но на горизонте уже виднеются силуэты тех, кто считает по-другому. Просто назвать их скинхедами и на этом успокоиться нельзя...

Мы становимся свидетелями очень важного события: с военной темы в Германии снимается табу. Это делает нобелевский лауреат Гюнтер Грасс в одном из последних своих произведений "Траектория краба". Этим же занимается модный немецкий режиссер Оливер Хиршбигель, презентовавший только что "человечный"(?!) фильм об Адольфе Гитлере "Падение".

Я думаю, что никто сегодня не может требовать от немцев в третьем послевоенном поколении биться в покаянии головой о пол. Но зверства фашизма человечество никогда не забудет. И нельзя не замечать и тот факт, что неонацисты становятся все активнее. На региональных выборах, которые сейчас проходят в Германии, они получают поддержку и попадают в земельные парламенты...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter